25.04.2023, 10:30
Просмотры: 109

Развивать конкуренцию по закону

Изучение состояния конкуренции на товарных рынках, проведение расследований по нарушениям антимонопольного законодательства, работа по устранению выявляемых барьеров на товарных рынках – по таким направлениям строится работа Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по Западно-Казахстанской области. О том, какая проведена работа в прошлом году и текущие результаты этого года озвучил на площадке Региональной службы коммуникаций руководитель РГУ «Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Западно-Казахстанской области» Салават Вахитов.

12-35

– Департаментом Агентства по защите и развитию конкуренции по Западно-Казахстанской области в 2022 году было завершено 29 анализов состояния конкуренции на товарных рынках региона. Были изучены рынки ГСМ, СНГ, продуктов питания, обслуживания приборов учета, предоставления в аренду торговых помещений, транспорта и т.д. Одним из основных инструментов предупредительного характера является институт уведомления субъектов рынка о признаках нарушения антимонопольного законодательства, который внедрен с 2017 года. Он позволяет достичь положительного эффекта от антимонопольного реагирования, соответственно, избежать проведения расследования. По итогам изучения поведения предпринимателей, государственных и квазигосударственных органов на товарных рынках, Департаментом вынесено 44 уведомления об устранении признаков нарушений антимонопольного законодательства без проведения расследовании, это касается реализации сахара, куриных яйц, соли, муки, ГСМ, дизельного топлива, в сфере культуры, здравоохранения, образования и спорта. По итогам проведенных анализов и внесенных уведомлении выявлены и пресечены факты избирательного покровительства/фаворитизма на рынке транспорта, выразившегося в незаконном распределении объемов субсидирования между пассажирскими перевозчиками. Например, за 2020-2022 годы, так называемая «своя компания» получает субсидирование до 100%, тогда как другие аналогичные компании субсидируется на уровне от 30 до 60%. Наряду с этим, установлены и пресечены факты неравномерного распределения маршрутов среди пассажирских перевозчиков, а именно передачи отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г.Уральска 7 маршрутов без соблюдения конкурсных процедур, – отметил С.Вахитов.

Департаментом при проведении аналитического обзора попутно были установлены 53 факта по завышению 15% торговой надбавки при реализации плодоовощной продукции (картофель, морковь, лук, капуста) у пяти крупных торговых сетей (ТОО «Анвар», ТОО «Right Market», ТОО «Идеал Маркет» и ТОО «Dina Market»). Так как привлечение к адмответственности за указанное правонарушение относится к компетенции местных исполнительных органов, все материалы были переданы в отделы предпринимательства и сельского хозяйства г. Уральска и района Бәйтерек, где по итогам  ТОО «Анвар» и ТОО «Dina Market» привлечены к административной ответственности по ст.204-4 КоАП РК. На текущий год запланировано проведение анализа состояния конкуренции на более чем 17 товарных рынках, таких сферах как ТЭК, транспорт, связь и другие, по 7 анализы уже завершены, в работе находятся еще 4. В настоящее время Департаментом ведется изучение товарных рынков лука, риса.

– Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции РК по ЗКО не является ценовым регулятором. Мы не регулируем и не устанавливаем цены на социально-значимые продукты питания, так как это не входит в компетенцию антимонопольного органа. Наша задача – реагировать в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны субъектов, которые являются доминантами и монополистами на рынке, кроме рынков, представленных субъектами естественной монополии. Также к системам мер по предупреждению нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции относится антимонопольный комплаенс. В прошлом году департаментом были подписаны 6 антимонопольных комплаенса с основными сетями супермаркетов города и производителями продуктов питания. Это ТОО «Уральская птицефабрика», ИП «Талецкий О.В.», АО «Желаевский КХП», ИП «Сабирова В.В.», ИП «Кортунова О.Н.» и ТОО «Шанс», благодаря чему удалось достичь соблюдения субъектами, осуществляющими производство и оптовую реализацию продуктов, основных принципов добросовестной конкуренции, – пояснил С. Вахитов.

В целях защиты конкуренции, в случае выявления нарушения антимонопольного законодательства субъектами рынка, одними из мер реагирования является выдача уведомлений, предостережений либо же проведение расследования с наложением штрафов 3-5% от оборота и конфискации монопольного дохода. Департаментом по признакам нарушений антимонопольного законодательства за 2022 год завершены 3 расследования (АО «ЗКСМ», ТОО «АЛАУ» и ТОО «КUBА CORP», ТОО «Металсервис KZ»), возбуждено 8 административных дел за нарушение законодательства в сфере защиты конкуренции, наложены штрафы с конфискацией монопольного дохода в размере 4 млн 130 тыс. тенге, виновные привлечены к адмответственности (статья 159 КОАП РК – монополистическая деятельность). Вместе с тем, согласно ст. 226 ПК РК к мерам антимонопольного реагирования относится выдача субъектам рынка, а также государственным, местным исполнительным органам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушении либо отмены незаконных актов. В прошлом году Департаментом были вынесены 5 предписаний, из них 4 в отношение МИО, в том числе одно предписание в адрес акимата ЗКО, а также одно предписание в адрес субъекта бизнеса.

– Стоит отметить, что развитие конкуренции заключается в выявлении и устранении существующих барьеров для входа на рынок. С этой целью при Департаменте в рамках реализации государственной концепции «Слышащее государство» работает диалоговая площадка «Open Space», где предприниматели области совместно с заинтересованными государственными организациями озвучивают проблемные вопросы, препятствующие развитию бизнеса. Кроме того, в области функционирует Совет по барьерам. В данный Совет входят 13 членов, из которых 12 – это представители гражданского общества, предприниматели и один представитель Департамента. Это позволяет максимально объективно в интересах общества оценивать и устранять имеющиеся барьеры. В 2022 году рассмотрено 9 вопросов, из которых 4 барьера системного характера направлены в Агентство по защите и развитию конкуренции и 5 вопросов решены на региональном уровне. С начала текущего года Советом рассмотрено 3 вопроса, из которых 2 барьера системного характера направлены в Агентство по защите и развитию конкуренции и один вопрос решен на региональном уровне. На сегодня Агентством прорабатывается вопрос изменения предельных цен на СНГ для заправки автотранспорта на автогазозаправочных станциях на территории Республики Казахстан. В этой связи, в ряде областей планируется увеличение цены на автогаз с учетом транспортировки порядка на 5-10 тенге. Хотелось бы отметить, что для жителей нашей области цены останутся неизменными, на прежнем уровне 60 и 65 тенге в отдаленных районах, – сказал в завершении спикер.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале