Идея публикации этого поста возникла после встречи 16.08.2023 г. с министром экологии и природопользования З.Б. Сулейменовой с населением ЗКО. Честно сказать мы ждали эту встречу и надеялись, что министр даст четкие разъяснения и ответы по решению актуальнейшей на сегодня проблемы, возникшего конфликта между сайгаками и фермерами, населением области.
По причине чрезмерно возросшей уральской популяция сайгаков в регионе сложилась критическая ситуация. Большое количество фермерских хозяйств, население исконно животноводческих районов (Бокейординский, Жаныбекский, Жангалинский, Казталовский, Акжайкский), находятся на грани разорения. Огромные стада сайгаков практически уничтожили пастбища, сенокосные угодья и посевные площади крестьян. Организованные крестьянские хозяйства и владельцы ЛПХ могут потерять основной источник своего существования – животноводство.
Однако как показала более чем 2-х часовая встреча, наши ожидания не оправдались. Сам формат встречи в виде вопросов и ответов был не совсем удачным, поскольку у спикеров в виду ограничения временных рамок выступления, не было возможности полностью изложить и донести до чиновников суть и пути решения проблемы.
Проблема сайгаков в Приуралье, возникла не вдруг и не сегодня. Все мы знаем в последние годы идет резкий рост популяции, это с одной стороны и радует, но с другой стороны породил проблему конкуренции между представителями дикой фауны и сельскохозяйственными животными за кормовые и водные ресурсы.
Местное сообщество, в лице опытных практиков – специалистов, представителей профильных организаций и ученых, на протяжении двух лет обсуждали возникшую проблему с прежним министром и его командой, около года назад представили в министерство «Концепцию по регулированию Уральской популяции сайгаков», разработанную с участием команды нынешнего министра, также принимали участие в разработке «Cтратегии сохранения сайгакa и управления его популяциями в Казахстане» в он-лайн формате и очной встрече с зарубежными экспертами.
Тем не менее общение с министром З.Б. Сулейменовой, показало, что министр полностью не владеет ситуацией и не до конца вникла в ситуацию по сайгакам и путями ее решения.
На просторах социальных сетей имеется проект Постановления Правительства РК «О мерах по управлению популяциями сайгаков» п.2-й которого гласит: «… о необходимости принятия мер по управлению численности сайгаков в ареале обитания в период с 15 сентября по 15 ноября 2023 года, способами и общим допустимым лимитом изъятия сайгаков в соответствии с биологическим обоснованием». Время неумолимо идет, остался один месяц.
Вопросы министру местных экспертов, депутатов областного маслихата, членов НПО - возврата сайгаков в ареал прежнего места обитания путем обеспечения водой, ход реализации подготовительных мероприятий по промысловому изъятию определенной доли уральской популяции сайгаков остались без ответа, что свидетельствует о неподготовленности профильного министерства.
Источник фото: Gov.kz
Если не будут решены возникающие вопросы, в лучшем случае на следующий год поголовье сайгаков приблизится к 3-м миллионам особей, что только усугубит проблему.
Грядет зима, Қоян жылы. У казахов есть примета: в год Зайца зима бывает суровой и снежной. Год зайца в памяти людей всех поколений вспоминается как год беспокойства и тревог, неблагоприятным для хозяйственной деятельности.
Если мы срочно не решим возникшую проблему, то есть более трагичный вариант саморегуляции популяции диких животных, путем закона диалектики: «Закон перехода количественных изменений в качественные». Сущность реализации этого закона сводится (конечно не дай аллах) к возникновению и распространению различных болезней, влекущих массовую гибель сайгаков. И такое мы уже встречали в 2010-2011 гг. в ЗКО, 2015г- Костанайской области.
Потенциальным фактором лимитирующим численность популяции сайгаков, могут быть вспышки различных патологий. Болезни могут уничтожить значительную часть популяции. В анализе динамики численности сайгаков с 1980 года было отмечено 11 случаев массового падежа животных с периодичностью раз в 3,6 года. В среднем погибало 34% всей популяции. Общеизвестно, что высокая плотность диких животных увеличивает вероятность эпизоотии. Исследованиями установлено, что превышение численности популяции сверх допустимой нормы чревато как заболеваниями внутри охраняемого вида, так и переносом этих болезней на домашний скот и даже на людей.
В настоящее время в связи со стремительным ростом численности популяции сайгаков, также возрастают ветеринарные риски возникновения и распространения различных заболеваний инфекционной и паразитарной этиологии. Этот процесс может обостриться, т.к. сайгаки тесно соприкасаются с домашними и сельскохозяйственными животными, эпизоотическая ситуация среди которых не совсем благополучная. (Рис.1,2).
Следует подчеркнуть, что наш регион неблагополучен по таким особо опасным заболеваниям как бруцеллез, ящур, паразитарные болезни – эхинококкоз, ценуроз, кровепаразитарные болезни и тесный контакт диких животных с домашними, с учетом их миграции на значительные территории, распространение заболеваний может принять угрожающие размеры.
Завершить свой пост хотел бы вновь словами Н.А.Некрсова: «СТАРОГО ОТПЕЛИ, НОВЫЙ … ВЫТЕР, СЕЛ В СВОЮ КАРЕТУ - И УЕХАЛ В …»
Гайса Абсатиров,
председатель ОО «ветеринарные врачи ЗКО»,
директор НИЦ ветеринарии и биотехнологии Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета,
доктор ветеринарных наук, профессор