11.05.2022, 9:30
Просмотры: 111

Школьникам из первых уст

В преддверии Дня Победы в Уральском музее железнодорожников прошла встреча тружеников тыла с учащимися подшефной школы №45.

WhatsApp Image 2022-05-11 at 09.47.58

Председатель Совета ветеранов уральских железнодорожников Акназар Карибаев представил детям бессменного хранителя истории железной дороги Приуралья, Почетного железнодорожника Михаила Надточего. Он родился в 1934 году в Акмолинской области, на станции Атбасар. Родители работали на железной дороге, дед был путевым обходчиком. Поэтому Михаил Тихонович даже не думал о другой профессии. Он отлично учился в школе и техникуме, активно участвовал в восстановлении отрасли после кровопролитной войны, за что был удостоен почетного знака «Ударник сталинского призыва» за скоростное формирование поездов и доставку грузов потребителям, о нем неоднократно писала газета «Угольная магистраль». Награжден М.Т.Надточий и медалью «За освоение целинных земель» за достижения в труде в качестве начальника станции Жаксы. С 1974 года он работал в Уральском отделении дороги, четверть века главным ревизором по безопасности движения поездов. За время работы М.Надточего главным ревизором количество браков в отделении сократилось в десять раз, за что и был награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Михаил Тихонович верен себе и к 77-летию Великой Победы подготовил большой исторический материал. Он рассказывал школьникам, какой вклад в Победу над фашизмом внес Казахстан, в том числе Уральск и железнодорожники Приуралья, доступно, интересно, подкрепляя рассказ демонстрацией экспонатов музея.

– С оккупированных фашистами территорий в Казахстан было эвакуировано более миллиона человек и более 200 промышленных предприятий, в Уральскую область – 21 предприятие и более 80 тысяч человек, где они нашли кров и хлеб. Заводы размещались под открытым небом, начинали выпуск снарядов, мин, а параллельно возводились стены цехов. Практически все школы области – 31 средняя, 138 семилетних и 363 начальные, – стали госпиталями, а уроки проводили в приспособленных помещениях. В Уральске было размещено 20 госпиталей в школах, в том числе и в той, где учитесь вы, – рассказал ребятишкам Михаил Тихонович, показывая подлинные газеты и фотографии военного времени.

– Город Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а 16 октября 1942 года вся Западно-Казахстанская область, тогда она называлась Уральской, была включена в зону фронта. Это единственная в республике область, подвергавшаяся массированным бомбардировкам. Особенно доставалось железной дороге, поскольку она была единственной транспортной артерией Сталинграда. В мирное время в сутки по нашему участку железной дороги проходило до 12 поездов в одну и другую стороны, а в военные годы проходило по 24 состава. На Уральском участке железной дороги применялось сдваивание поездов, «живая» блокировка, когда в один км друг от друга стояла цепочка сигнальщиков, при освобождении участка дороги сигналист подавал сигнал следующему составу и поезда шли с интервалом в несколько минут. Применялся караванный способ движения поездов, то есть поезда следовали друг за другом на расстоянии видимости хвостовых сигналов впереди идущего поезда. На всем протяжении пути сигнальщики днем использовали красные и желтые флажки, а ночью – керосиновые фонари. Для обеспечения бесперебойного движения работали связисты, которые передавали сообщения с помощью азбуки Морзе. Не менее тяжелым был труд обходчиков. На станциях они вычищали буксы от загрязненного мазута и заливали туда чистый, носили при себе 10-литровые масленки, – рассказывал хранитель музея, а дети рассматривали соответствующие экспонаты: карты, приказы, письма, макеты, сохранившееся оборудование.

С первых дней войны в военкоматы от железнодорожников Уральска поступило более 3000 заявлений с просьбой отправить добровольцами на фронт. На станции Уральск было сформировано народное ополчение в количестве 440 человек. Железнодорожники Уральска внесли огромный вклад в строительство 10 аэродромов в Чапаевском, Фурмановском районах, а также аэродромов «Шуктубай», «Яик», «Алгабас». На станциях Сайхин, Жанибек и Шунгай формировались фронты, дивизии отправлялись по железной дороге к Волге. Фашистские самолеты регулярно бомбили эти станции. Только за сентябрь 1942 года на них было совершено 22 групповых и 12 одиночных налетов, сброшено 538 авиабомб. Железнодорожники защищались – на вагонах устанавливали ракетные орудия, из которых сбивали самолеты.

С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1393 и ранено 1800 железнодорожников. Однако за всю войну западноказахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. Только с 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин.

На устранение последствий налетов, на снего и водоборьбу выходили все жители, в том числе и подростки, особенно в 1942 году, когда морозы, снега и разливы были сильнее, чем в предыдущие 30 лет. От реки Чаган до Уральска насыпь укреплялась камнями, мешками с песком, для погашения волны применялись привязанные пустые бочки, бревна, тюки сена. Чтобы не снесло мост через реку Урал, краном восстановительного поезда на подходе к нему опускали в воду полувагоны с камнями вдоль насыпи, на мост для устойчивости ставили паровозы.

В связи с переходом советских войск в контрнаступление на Сталинградском фронте, в госпитали Уральска резко увеличилось поступление раненых. Уральцы каждый день сдавали по 75 литров крови для раненых, 90 процентов железнодорожников были донорами. Мужские профессии помощника машиниста, слесаря, токаря, кочегара освоили 58 женщин. В марте 1944 года Нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович наградил в Москве знаком «Почетный железнодорожник» 9 работниц Уральского отделения. Работники стальной магистрали стали зачинателями сбора средств в Приуралье на постройку танковой колонны. К ним присоединились рабочие, служащие, колхозники. В результате было собрано 110 000 рублей, а область получила Благодарственную телеграмму от Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина, копия которой хранится в музее.

После Победы на железной дороге в Уральске трудились 60 оставшихся в живых участников войны, сейчас он один. Борис Шолубай в феврале отметил 98-летие и собирался на встречу со школьниками, но попал в больницу. Но ребята помнят Бориса Сергеевича, ведь они – частые гости в музее железнодорожников, и пожелали ему скорейшего выздоровления.

Дети с большим интересом слушали рассказы труженицы тыла Глафиры Герасимовой, задавали вопросы. Глафира Андреевна родилась в селе Боярка Сталинского района (ныне Аккольский) Акмолинской области. Родители работали в совхозе «Заветы Ильича», там же 10-летней девочкой начала свою трудовую биографию и она. Рассказала о трудностях, с которыми столкнулись дети войны, об их стремлении к учебе и огромном желании помочь армии скорее победить и вернуться к мирной жизни. С 1952 года она работала на железной дороге, осмотрщиком вагонов по пробе автотормозов, стрелочником-сигналистом, завершила трудовую деятельность в 1988 году оператором поста централизации. Ее супруг был машинистом локомотива.

Не меньший интерес вызвал и рассказ зампредседателя совета ветеранов железнодорожников Валентины Надточей об ее отце Михаиле Зарубине, погибшем в 1944-м году. Она рассказывала о нем с точки зрения маленькой девочки, которая ждала писем от папы с фронта, как дети старались порадовать фронтовиков, как помогали уральские школьники бойцам в госпиталях – писали письма, читали книги, исполняли песни и стихи.

В конце встречи ветераны труда рассказали школьникам, что они могут помогать своим родителям, взяв на себя часть обязанностей по дому и нужно хорошо учиться. А еще о том, сколько интересных профессий в нынешнее время на железной дороге и, что после окончания школы можно получить специальное образование и прийти работать в НК АО «Қазақстан темір жолы».

Поблагодарив ветеранов за интересную встречу, классный руководитель 4 «в» класса СОШ №45 Асель Сарбасова выразила надежду, что еще не раз ее выпускники придут в музей железнодорожников, а она приведет сюда своих новых учеников.

Марианна Краузе, 

фото автора

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале