Новые меры противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма примут в РК
25 мая 2022

Новые меры противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма примут в РК

Налоги на добычу полезных ископаемых могут увеличить в Казахстане
25 мая 2022

Налоги на добычу полезных ископаемых могут увеличить в Казахстане

К 2030 году 37% рабочей силы в Казахстане будет представлять поколение «зумеров»
25 мая 2022

К 2030 году 37% рабочей силы в Казахстане будет представлять поколение «зумеров»

Улучшенный модельный контракт для газовых проектов внедрят в Казахстане
25 мая 2022

Улучшенный модельный контракт для газовых проектов внедрят в Казахстане

Ситуация по ящуру в Казахстане остается стабильной – Минсельхоз
25 мая 2022

Ситуация по ящуру в Казахстане остается стабильной – Минсельхоз

Школу откроют для осужденных колонии «Черный беркут»
25 мая 2022

Школу откроют для осужденных колонии «Черный беркут»

13.05.2022, 12:00
Просмотры: 184
Создать публичный реестр коррупционеров хотят в Казахстане

Агентство по противодействию разработало консультативный документ регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам противодействия коррупции», сообщает Zakon.kz.

410ff496179944c79649e6fa240ee968Основанием для разработки документа является Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы.

Согласно плану действий по реализации Концепции требуется разработка законопроекта, направленного на реализацию следующих антикоррупционных инициатив:

- введение публичного реестра коррупционеров в систему мер противодействия коррупции с определением четких механизмов включения и исключения из него лиц;

- регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе и в квазигосударственном секторе;

- наделение уполномоченного органа по противодействию коррупции компетенцией по утверждению Методики по разработке антикоррупционных стандартов;

- внедрение института финансового расследования по принципу «следуй за деньгами» («follow the money»);

- введение уголовной ответственности за обещание или предложение взятки;

- совершенствование работы по выявлению преступлений, связанных с вымогательством незаконного вознаграждения работником государственного органа, государственной и негосударственной организации;

- совершенствование правовых механизмов ответственности за непринятие мер по противодействию коррупции;

- внедрение и развитие системы мониторинга и оценки эффективности антикоррупционных мер;

- регламентация взаимодействия уполномоченных по этике с уполномоченным органом по противодействию коррупции.

Как отмечают в Агентстве, сейчас в законодательстве нет нормы права, позволяющей введение публичного реестра коррупционеров, и четких механизмов включения и исключения из него лиц.

Данный реестр позволит наглядно оценить реальные результаты по искоренению коррупции и недопущению повторного трудоустройства наказанных за коррупцию на соответствующую службу. Он создаст в обществе атмосферу нетерпимости к коррупции – когда осуждение станет публичным и постыдным деянием.

Антикор

Как считают в Агентстве, функционирование публичного реестра также позволит решить проблему нарушений при отборе на госслужбу и снизить риски повторных коррупционных преступлений, связанных с сокрытием коррупционного прошлого.

Внесение лица в реестр повлечет следующие последствия: политические и репутационные риски.

Препятствие для служебной карьеры – наряду с запретом трудоустройства на госслужбу и в организации квазигосударственного сектора, у коррупционера сужаются возможности для карьерного роста в организациях частной формы собственности.

Проблемы с трудоустройством – благодаря реестру частные организации могут избежать трудоустройства коррупционера в целом, а также на позиции, связанные с управленческой и финансово-хозяйственной деятельностью.

Сложности при ведении бизнеса: наличие должностных лиц частных организаций в реестре позволит иным контрагентам избежать взаиморасчетов с недоброжелательными организациями, в которых работают коррупционеры.

Данные реестра могут быть применены для формирования статистической отчетности, использование которой позволит наглядно показать результаты работ по противодействию коррупции, а также сформировать видение по дальнейшем мерам.

На первоначальном этапе внедрения следует предусмотреть следующие основания для включения лиц в реестр:

- вступивший в законную силу приговор суда о признании лица виновным;

- принятое постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

В качестве оснований для исключения из реестра наряду с завершением отбывания наказания следует учитывать требования статьи 80 УК, регламентирующей сроки погашения судимости. Указанные требования также могут быть применены в отношении лиц, включенных в реестр на основании постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Помимо этого, решение суда об отмене приговора, вынесение оправдательного приговора, постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям также необходимо предусмотреть в качестве оснований для исключения из реестра, считают в Антикоре.

При внедрении реестра предлагается предусмотреть его взаимосвязь с базой правовой статистики и специальных учетов уполномоченного государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов. Данная связь позволит осуществлять сверку данных.

С целью исключения человеческого фактора при формировании реестра, следовательно, возможных коррупционных рисков, предлагается предусмотреть автоматическую выгрузку данных о коррупционерах из базы правовой статистики и специальных учетов.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале