4.07.2024, 11:30
Просмотры: 233

Судоремонтный завод: история, новые технологии и вызовы современности

9 июля в Казахстане отмечают свой профессиональный праздник работники водного хозяйства, однако многие из них считают своим праздником первое воскресенье июля – День морского и речного флота.

самсонов (1)

Следует отметить, что Уральский судоремонтный завод (ныне ТОО «Судоремонтный завод») в прошлом году отметил свое 95-летие. Историю одного из старейших заводов Казахстана и самого первого завода Западно-Казахстанской области рассказал директор предприятия Владимир Борисович Самсонов, заставший расцвет судоходства на Урале и полный упадок судостроительной отрасли в регионе.

Несмотря на то, что судоходства на реке Урал сейчас уже нет, не считая дачные перевозки, а последняя полноценная навигация по реке была в 1980 году, завод продолжает работать. Сохранить уникальное производство, с которым связана почти вековая история города на реке, удалось исключительно благодаря грамотному руководству.

Следует отметить, что завод является единственным предприятием в Казахстане, которое имеет Слип Г-150 (судоподъемное/судоспусковое устройство наклонного типа), позволяющее строить и поднимать суда доковым весом до 1000 тонн, имеющее опыт постройки морских и речных барж грузоподъемностью от 500 до 1000 тонн.

WhatsApp Image 2024-07-04 at 12.07.26

 История

История создания завода богата событиями, а началось все с транспортного освоения Урала – третьей, по протяженности, после Волги и Дуная европейской реки. Когда в 1925 году в Уральске на постоянной основе начало действовать судоходство, а флот стал увеличиваться с каждым днем, возникла необходимость в судостроительной и судоремонтной отрасли. Через три года был построен завод для стоянки и ремонта судов в Затоне им. Чапаева.

В июле 1931 года приказом Наркомата водного транспорта мастерские выделяются в самостоятельную единицу и переводятся на хозрасчет, а с 1934 года здесь начинается строительство несамоходных барж и брандвахт на 15-20 человек для изыскательских и выправительных партий. В годы Великой Отечественной войны, осенью 1941-го, на станцию Уральск прибыл из Ленинграда эшелон эвакуированного оттуда завода им. К. Ворошилова. В суровые военные годы в мастерских работали слесарный, токарно-фрезерный, судо-корпусный кузнечный и литейный участки. Большой вклад в трудовые успехи предприятия внесли М. Шнейдерман, В. Чернояров, братья Г. и В. Киндеровы.

В 50-е годы судоремонтные мастерские накопили основательный производственный опыт, постепенно превращаясь в современное предприятие, оснащенное всеми необходимыми устройствами и техникой, что позволило речникам Урала начать планомерное перевооружение флота. В 1962 году судоремонтные мастерские реорганизуются в ремонтно-эксплуатационную базу флота имени В. Чапаева. Трудовые успехи предприятия во многом объясняются наличием сплоченного коллектива, болеющего душой за свое дело. Среди них начальники техотдела Дмитрий Колесников и Николай Корецкий, которые оставили яркий след в истории судоремонтного завода не только своей работой, но и внедрением новых технологий в его деятельность.

Также можно вспомнить и других работников предприятия, которые денно и нощно работали во благо развития судостроительства на р. Урал. Это фронтовик-танкист Виктор Стельмах, инженеры Анатолий Баятаков, Петр Рассказов, Юрий Усов, заместитель директора Евгений Геффель, начальники планово-производственного отдела Сергей Уполовников и Ирина Ольшевская.

Во многом золотой век судостроения на Урале связан с именами Кинжегалия Джунусова и Евгения Шукурова. При К. Джунусове в производство были внедрены прогрессивные технологические процессы и освоен выпуск 600- и 1000-тонных сухогрузных стальных барж. Кроме того, частично решен вопрос жилья плавсостава и заводчан, в районе проложены асфальтированные дороги и тротуары, проведен водопровод, построено центральное отопление.

В свою очередь, Е. Шукуров проявил себя талантливым организатором в самый ответственный момент, когда здесь начали осваивать производство морских барж грузоподъемностью 500 тонн. В годы руководства Шукурова на предприятие поступило 10 единиц сложного технологического оборудования стоимостью 700 000 рублей (свыше 458 млн тенге при нынешнем курсе).

В эпоху рыночных реформ, в сложные 1990-е годы, ради выживания и сохранения того, что было создано и наработано годами, пришлось объединиться Уральскому судостроительно-судоремонтному заводу им. В. Чапаева и Уральскому речному пароходству в одно юридическое лицо «Уралречфлот», которое возглавил В.И. Мясников.

WhatsApp Image 2024-07-04 at 12.06.45

 Современность

Владимиру Самсонову завод достался не в лучшие свои годы, материально-техническая база завода, как и сам речной флот в лихие 90-е были изрядно расхищены. Однако, он сумел сохранить то немногое, что осталось, вдохнуть в производство новую жизнь и вывести, казалось бы, нерентабельное предприятие в одно из продуктивно работающих. Хотя высокодоходным его назвать нельзя, но завод сумел выжить в период развала и перестройки, когда многие крупные комбинаты и предприятия попросту прекратили свое существование. Сейчас на заводе трудятся 70 человек, в основном остались все те, кто работал еще с советского времени, истинные патриоты своей профессии.

Сегодня Уральский судостроительный завод продолжает сохранять свои позиции как перспективное производство, ведь необходимое оборудование для судостроения и судоремонта сохранено. Однако, несмотря на техническое и кадровое оснащение, заказов в этой отрасли практически нет. В настоящее время завод освоил производство земснарядов производительностью от 800 до 1 800 кубометров по пульпе, предназначенных для добычи ПГС, зачистки рек и водоемов, что позволяет решать экологические и природоохранные задачи.

В 2008 году была заложена и построена насосная станция НАПЭ 1.1, производительностью 1.1 куб/сек. Высококвалифицированный персонал завода, который работает здесь не один десяток лет, знаком со спецификой Урало-Каспийского региона и готов реализовать любые проекты в этой отрасли. Здесь был построен причал для Морского флота Казахстана, понтонные мосты, которые установлены в селах Чапаево и Казталовка. А в 2014 году был спроектирован и собран теплоход «Фонтанка» для рек и каналов на 60 посадочных мест и с осадкой судна всего 0,5 м. Судно строилось с учетом маловодия р. Урал. Кроме того, заводу по силам изготовить любые металлоконструкции для крупного строительства. Сейчас судоремонт производится редко, из-за малочисленности флота и обмеления реки.

– С 2008 года предприятие выпускает плавучие насосные станции. Первый спустили на воду в г. Атырау. Их построено уже около 40: десяток больших – производительностью от 4 000 до 6 000 кубометров в час, и 30 малых – 50-200 кубометров. 41-я по счету не имеет аналогов в Казахстане, и спущена на воду на Урало-Кушумском канале. Длина восьмиагрегатной станции – 60 м, ширина – 12 м, высота борта – 2,5 м, осадка – около 100 см, а производительность – 48 000 кубометров воды в час. То есть, каждый насос перекачивает за час 6 000 кубов. Такие плавучие насосные станции в Казахстане никогда не производились, – сказал В. Самсонов.

WhatsApp Image 2024-07-04 at 12.06.05

Еще одним детищем завода является несамоходный понтон, предназначенный для перевозки грузов весом до 45 тонн. Его можно использовать на паромных переправах и в составе понтонного моста. Длина корпуса между транцами составляет 17,95 м, а ширина – 9 м. Высота борта составляет 1,5 м. Судно соответствует разряду «Л» речного регистра.

– Корпус удовлетворяет требованиям правил постройки судов внутреннего плавания. Оно плоскодонное, без погиби бимсов и прямобортное. Корпус понтона стальной, сварной, разделен на 8 отсеков тремя поперечными водонепроницаемыми переборками на 9 шп., 17 шп., 25 шп. и одной продольной непроницаемой переборкой от 0 до 34 шп. на расстоянии 100 мм от ДП к левому борту (шп. – это шпация (нем. Spatium, от лат. spatium ‒ пространство, промежуток) в судостроении, расстояние между соседними балками набора корпуса судна), – говорит ветеран судостроительной отрасли В. Самсонов.

Сегодня штат завода – 70 человек, по сравнению с предыдущими годами он считается небольшим. В 70-е годы, когда завод процветал, а флот был огромен: на заводе одновременно трудились 500-600 сотрудников. Еще одна проблема, от которой зависит судьба прямой направленности завода, это кадры.

– Кадров не хватает. Нет хороших специалистов – токарей, фрезеровщиков, слесарей, – и это не только наша проблема, но и других заводов. Никто не хочет идти в эту отрасль. Я много раз ездил по училищам и колледжам, проводил агитацию, уговаривал, объяснял, что это специальность на всю жизнь, что специалисты всегда смогут заработать себе на хлеб. Приходили оттуда ребята, но остались работать единицы, – сказал
В. Самсонов.

Две проблемы – состояние реки Урал и отсутствие будущих специалистов – ставят под угрозу существование таких отраслей, как судоремонтная и судостроительная. Сам же завод вряд ли закроется – скорее всего, если эти проблемы не будут решены, предприятие полностью реконструируют, в корне изменив его суть.

Как бы то ни было, мы поздравляем коллектив завода с профессиональным праздником, желаем им процветания, веры и надежды на то, что предприятие останется на «плаву», пережив самые суровые испытания, ведь здесь трудятся люди, которые любят свою профессию и готовы к любой работе во имя сохранения традиций судоходства на Урале!

Жангер Саламат,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале