30.04.2024, 12:30
Просмотры: 108

Тайны казахского авангарда

Сакен Нажметдинович Гумаров (1942–1995) родился в Бокейординском районе Западно-Казахстанской области. С детских лет увлекался живописью, театром, музыкой, танцем. Учился в Московском театральном институте им. А. Луначарского и Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино. Работал актером в драмтеатре им. Н. Островского, в 1960–1964 годах был первым режиссером Уральского телевидения.

WhatsApp Image 2024-04-30 at 11.49.30

Сам художник еще при жизни говорил, что во время написания картины его рукой управляет некий аруах, создавая рисунок. Действительно, Сакена Гумарова считали экстрасенсом, он умел предсказывать будущее, многие верят, что его картины лечат.

Одними из основных хранителей летописи государства и народа являются музеи, в которых хранятся предметы старины, гравюры, скульптуры, рисунки, манускрипты, карты, рукописи и многое другое. Все зависит от тематики того или иного учреждения. На сегодняшний день в нашем регионе насчитывается более 20 музеев. Мы продолжаем вас знакомить с их деятельностью и экспозициями.

Дом-музей художника Сакена Гумарова расположен в центре города, он был открыт на месте бывшей мастерской после его смерти. Здесь разместились полотна и личные вещи творца. В стеклянной витрине – домбра, мольберт-тренога, Коран с четками, рабочий стол, где расположены кисти. На плечиках костюм и галстук из кожи с орнаментом из символов, этот наряд художник разработал и сшил сам. По сведениям, у С. Гумарова насчитывается порядка 1000 работ, в музее сейчас – 24. Многие проданы в частные коллекции, в том числе зарубежные. Картины художника изобилуют знаками-образами, похожими на животных и людей, что позволяет разгуляться фантазии, вложить в эти образы огромную палитру смыслов и ассоциаций. Все, что изображено на каждой из его картин, невозможно трактовать однозначно.

Сакен Гумаров часто использовал в живописи песок, и картины получались рельефно-объемными, на экспонатах он оставлял автограф на арабском языке.

– С. Гумаров художник – аттрактивист, поэтому его творчество долгое время было не востребовано, не признано. Современные искусствоведы определяют стиль Сакена как авангардизм, нередко называя его и «поставангардом». Также его считают основоположником нового в живописи направления – «аттракционизма». В то время работы творца казались нелепыми и непонятными, ведь в эпоху социалистического реализма признавались картины реалистического плана и характера. Стоит отметить, что слава художника пришла к нему лишь в последние пять лет его жизни. Именно в это время, с 1990 по 1995 год, он успел провести около 40 выставок в галереях. Первые картины Сакена Гумарова датируются 1955 годом, свою дебютную выставку он провел в Украине. Дальше начались гастроли: Киев, Екатеринбург, Крым, Сочи, Юрмала, Москва, Алматы. Также работы художника выставлялись в Венгрии в городе Карцаге, в 2001 году в Чехословакии в Праге, во всемирно известной галерее «Миро». Очень много картин были раскуплены частными коллекционерами-иностранцами, они есть в коллекциях Спуннера и Колекина, они и в Англии, Шотландии, Турции, Японии и Чехословакии. Его работы были номинированы на премию Сальвадора Дали, – рассказывает заведующий музеем Жанболат Мухангалиев.

Тысяча солнечных зайчиков

«Тысячи солнечных зайчиков» 1987 год. В центре полотна – женщина-врач, к ней тянутся солнечные зайчики – это десятки маленьких фигур детей. Создается впечатление, что картина была создана из тысячи разноцветных камней. Картина по-своему воздействует на человека, от нее исходит приятная энергетика. Заведующий музеем говорит, что некоторые посетители часами сидят у картины. Полотно состоит из интересной цветовой гаммы и энергии, вложенной в него художником.

Сам Сакен говорил: «Тайна многих болезней лежит в особенностях абсорбции света. Точно также и лечение основано на цветовых и световых эффектах. Я не могу целенаправленно написать картину для лечения язв, однако ко мне обращались с благодарностью люди, которые утверждали, что после просмотра картин они излечивались от этой болячки».

Он был из тех, о ком говорят, что они опережают свое время, умеют заглядывать далеко в будущее. Очень много событий художник предугадал и показал в своих картинах.

WhatsApp Image 2024-04-30 at 11.46.22

К примеру, полотно «Дюжина святых голубей» 1989 год. Здесь изображены голуби с колокольчиками. Как известно, голуби символизируют мир и согласие, действительно, буквально через несколько лет страна обрела независимость. Также на картине можно заметить пирамиду и дерево, в 2006 году в Астане был возведен дворец мира и согласия — здание пирамидальной формы, созданное архитектором Норманом Фостером, и, конечно, Байтерек – символ независимого Казахстана и одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. На правом нижнем углу полотна надгробная плита, где на арабском языке написано имя художника. Он знал, что скоро умрет, творец получил знак, во время прогулки на его плечи сели два голубя. Позже, в 1995 году в возрасте 58 лет, мастера кисти не станет.

WhatsApp Image 2024-04-30 at 11.46.52

«Ночь. Танец мышей» 1981 год. Содержание заключается в самом названии. В центре изображение подобия черепа, в нижнем отверстии мыши. Картина выполнена в мрачных красках.

– В центре Евразийского пространства был создан полигон комплексного назначения, расположившийся теперь на территории нескольких государств с условным обозначением Капустин Яр. В последние годы Сакен Гумаров на одном дыхании создает цикл «Полигон» (1993 год) или «Коршун над Букеевщиной», где открываются новые грани его таланта, озаренные патриотизмом и исторической правдой. Если на первом полотне коршун, опустивший когти на карту, несет с собой узнаваемые силуэты современных истребителей и крылатых ракет над растоптанным страдающим лицом, то на второй картине мы видим утоливших жажду стервятников и остатки их кровавой трапезы. Оскалившиеся скелеты будто взывают к небу на фоне яркого оперения птиц. В обеих картинах зловещие клювы и когти доминируют на полотне, а разбросанные части жертв составляют в воображении кровавый пасьянс, черную трагедию Нарына. На сегодня это самое сильное, что сказано в искусстве о трагедии Западного Казахстана. Нарын-пески и раньше занимали воображение художника, составляли канву его представлений о запрятанной там памяти предков и прошлого, – говорит Жанболат Мухангалиев.

Абай - триптих

Поклонение Абаю – триптих

Сакен очень сокрушался и жалел, что ему ни разу не удалось провести выставку, на которой были бы собраны одновременно все картины из цикла «Абай». Они разлетелись по частным коллекциям, выставкам и галереям. В конце 1994 года он начал предпринимать активные усилия по осуществлению этой мечты, выступил в телемосте по Казахстанскому телевидению, где контурно обозначил значение этого гения для его творчества. Он наизусть знал страницы из «Слов назидания», выделяя двадцать седьмое и тридцать восьмое, как вершины философского осмысливания окружающей действительности. Очень часто на вопрос о гармонии и красоте он отвечал словами Абая, которые произносил красиво, вдохновенно: «Ты увидел мир, убедился, что все в нем создано целесообразно, и все существует и подчиняется определенным законам. Но ты оказался не в силах охватить своим разумом безграничность мира. Ты поражаешься величием и недоступностью его истины потому, что разум твой невелик. Потому и стараешься ты познать его. Так как же он возник? Что стоит у его истоков? Атом или некий разум, такой же беспредельный, как и его творение? Можно исключить разум. Но и тогда этот мир недоступный ни измерению, ни расчету, возникал не стихийно, а как закономерное движение жизни, не сам по себе, а для возможности жизни в нем. И все взаимосвязи в мире должны быть подчинены немыслимому закону прекрасного». Последние слова обычно повторял несколько раз, и глаза его искрились неповторимым светом наслаждения. Потом, сделав паузу и поглядывая на собеседника, добавлял: «Вот эти слова я хотел много раз передать языком красок, создавая свой цикл, а возможно и все картины».

«Композиция с танцующим скелетом и червями»

«Композиция с танцующим скелетом и червями» 1979 год.

У общества, в котором потеряны человеческие ценности, только один исход – гнить изнутри. На картине изображена преисподняя.

– Если присмотреться внимательно, можно понять, что данное полотно о репрессиях. В правом верхнем углу изображен Сталин, три лица – это символ тройки НКВД, лица с большими ушами и с большим носом, это клеветники, писавшие заявления на честных людей. Клетки – это тюрьмы, изображены измученные люди, сосланные в лагеря, – прокомментировал. Ж Мухангалиев.

«Под красным солнцем».  Это ожидание, надежда. Идея картины заключается в том, что она возникла в первые годы перестройки. В картине пробуждается надежда на счастье, на прекрасное будущее, потому что под красным солнцем все цветет, развивается, бурлит жизнь.

Последними картинами С. Гумарова были «Когда они были бабочками» или «Опыление» (Уральск, 1994 год) и после болезни и реанимации, в Алматинском санатории художник пишет «Звезды и Эрос».

– В разные годы он работал журналистом и режиссером на местном телевидении, писал стихи, играл в театре, создал телевизионный кукольный театр, играл на домбре, читал Коран на арабском и фарси, с большим интересом изучал различные духовные и философские учения. В памяти современников он остался весьма начитанным и просвещенным человеком с пытливым умом, – поделился Ж. Мухангалиев.

В 1987 году Сакен Гумаров написал картину «Окаменевшая память». Серый надгробный камень с изображением женщины, рядом с ней двое детей крепко держатся за руки. Сразу же после рождения двойняшек мама не перенесла тяжелые роды и скончалась. Мальчика отдали на воспитание в бездетную семью родного дяди, сестру двойняшку в другую. Так жизнь шла своим чередом, а история обратилась в камень.

Окаменевшая память

Записи из книги отзывов на выставках в Москве, Екатеринбурге, Киеве, Вильнюсе, Перми, Алматы, Уральске

«Гумаров – мастер формы. Его живопись прозрачна, почти акварельна, хоть он работает масляными красками, его работы экспрессивны и в то же время философски мудры. Но главное – они излучают свет. И эти слова не просто метафора – свет действительно осязаем».

Татьяна Азовская, поэтесса, город Уральск

 «Картины Сакена Гумарова заставили глубоко задуматься о назначении человека. Несомненно, художник видит значительно больше нас, смертных, и его связи с миром, со вселенной шире. Спасибо за философский смысл и открытость души. Ухожу в задумчивости. Приду опять, чтобы понять глубже»

Тамара Коровина, преподаватель, г. Екатеринбург

«Исчезла бессонница и уменьшились боли в спине. Его искусство не только украшает жизнь людей, но и целебно».

Е. Раецкая, смотритель зала

«В произведениях художника живет вековая память предшествующей жизни, таящаяся в недрах восточных культур, его картины несут свет мудрости, а значит, и свет надежды. Всем своим творчеством Гумаров последовательно отстаивает идею создания своего, особого мира, рожденного фантазией художника. Одну смысловую и пластическую идею он развивает, как правило, в целой серии работ. Каждая картина не только дополняет мысль художника, но и эстетически обогащает предыдущую. Работы Гумарова – некие загадочные проекции глубоких раздумий или мгновенно ускользающих эмоций и чувств. Герои картин художника несут на себе явные следы язычества, будь то древние духи предков, или вышедшие из воды чудовища или новорожденные звезды– младенцы. Возникающий в картинах Гумарова второй бестелесный мир словно зарождающаяся и уходящая жизнь на земле и в космосе заставляет ощущать грандиозность мировой природы и глобальность замысла художника, творящего из этого хаоса гармоничное духовное пространство. Этими ощущениями пронизана и поэзия Сакена Гумарова»

Галина Холодова, искусствовед, г. Екатеринбург

«Главное, что уносишь с выставки Сакена Гумарова – заряд оптимизма, пронзающего, вневременого, чувства столь необходимого в наше весьма неустроенное время. Сакен внес, вносит и еще много раз внесет в копилку общечеловеческих ценностей главное, что необходимо человеку всегда – увереность в бесконечном продолжении жизни, вечности духа. Думаю, что о его творчестве еще много и долго будут говорить и писать».

В. Лисенков, журналист, г. Москва

Перизат Баймагамбетова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале