Американский кинорежиссер Дж. Манкевич изрек: «Жизнь в театре – всего лишь один сезон, а сезон – это целая жизнь». И тут не поспоришь и не возразишь, ведь любой театр живет от сезона к сезону, в ожидании новых премьер. Свой очередной 163-й по счету театральный сезон Уральский театр имени А. Н. Островского открыл премьерой спектакля по пьесе Н. Ричарда Нэша «Продавец дождя».
Событие, которого ждали
О том, что премьера спектакля стала самым ожидаемым событием не только нового театрального сезона, но и прошедших прошлых лет, стоит сказать особо. Ведь еще в 2019 году благодаря Союзу театральных деятелей России и Центру по поддержке русских театров за рубежом в нашем театре состоялась режиссерская лаборатория, в рамках которой были представлены три эскиза будущих спектаклей. Лучший эскиз по итогу вырастает в полноценный спектакль. По решению театра предпочтение было отдано работе «Продавец дождя» Марии Павловской из Москвы.
Конечно, для театра это не только зона роста, но и счастливый билет. Путем долгих переговоров, нашу творческую заявку на проведение данной лаборатории не только рассмотрели, но театр был удостоен чести стать участником данной программы. В тот момент не последнюю роль сыграла магическая цифра «160», именно в канун юбилейного театрального сезона случилось настоящее чудо: к нам едет… режиссерский десант. Стоит отметить, что мы стали третьими в Казахстане, после независимого театра «АРТиШОК» (Алматы) и театра имени Н. Погодина (Петропавловск), кто получил такую уникальную возможность.
Невероятная и слаженная работа всей команды, начиная от председателя Союза народного артиста РСФСР Александра Калягина, зам. председателя Дмитрия Мозгового и главного специалиста Центра по поддержке русского театра за рубежом Алексея Валиева-Корнилова доказала, что дружба и творческая взаимопомощь между двумя государствами в сфере культуры далеко не пустой звук.
Если бы не безызвестные обстоятельства, связанные с пандемией, то спектакль был поставлен сезоном, а то и двумя ранее, но, наверное, он должен был дождаться своего «звездного часа по местному времени».
Режиссер и его команда
Театр, как известно, дело коллективное. И тут очень важно, чтобы во главе с режиссером сформировалась команда единомышленников и соавторов. Зная творческий процесс изнутри, есть понимание того, что спектакль сочиняется и рождается благодаря многим аспектам. Особенно важно, что в достаточно сжатые сроки режиссерским решением должны буквально «заболеть» все участники постановочной группы. И все они должны «заговорить» на одном языке.
М. Павловская имеет за плечами не только актерский опыт (по первому образованию выпускница ВТУ им. Щепкина, курс Ю. Соломина, О. Соломиной и В. Бочкарева), но и режиссерский (Высшие курсы режиссеров и сценаристов, мастерская игрового и документального кино А. Герасимова, А. Добровольского). В числе ее постановок спектакли: «Войцек», «Волки и овцы», «Меловой крест», «Страх и отчаяние третьего рейха», «Человек есть человек», «Кай и Герда» и другие на различных театральных площадках Москвы.
В команде «Продавца дождя» сошлись лучшие силы театра: сценограф Максим Будаев, художник по свету Ольга Лясина, хореограф Лариса Станичная, костюмы от Веры Могилевой и Татьяны Васильевой. А главное, актерские силы театра, доказавшие, что ансамблевость в нашем театре дело не случайное, а вполне естественное, закономерное и постоянное. Несмотря на все сложности: перерывы в репетициях, затянувшийся процесс выпуска и даже рокировки-перестановки ролей и исполнителей, режиссеру и всей команде удалось прийти к общему знаменателю – к выпуску тонкого, умного, стильного, эстетского спектакля, вписавшегося и по достоинству занявшего свое место в репертуаре театра.
Однозначный успех
Американская драматургия не частный гость на наших подмостках. С 70-х годов, по пальцам можно пересчитать постановки по пьесам классиков американской драмы XXстолетья. Кроме «Трамвая «Желания» Т. Уильямса с И. Лобовой и В. Рушковским в заглавных ролях, вспоминается лишь бродвейский драматург Нил Саймон, время от времени входящий в число авторов нашего репертуара.
Конечно, тут и совершенно иные смыслы, и тексты, и иные выразительные средства, и способ актерского существования. Появление «Продавца дождя» в нашем репертуаре стало знаковым и важным событием.
Бессмысленно спойлерить и раскрывать сюжетные коллизии пьесы, которую можно прочитать, в конце концов, посмотреть знаменитый оскароносный фильм Д. Энтони с одноименным названием. А лучше всего прийти в театр и увидеть воочию постановку.
Спектакль с довольно понятным и простым на первый взгляд сюжетом о том, что во время засухи и падежа скота в семью фермера Карри приходит странный человек по имени Билл Старбак и обещает за 46 долларов вызывать дождь… И с его появлением начинают стремительно развиваться события сюжета от смешных и вплоть до исповедальных сцен, поражающих до глубины души и попадающих в самое сердце.
Тон искренности, веры и надежды, граничащие с доверительной интонацией задаетНасим Мамедов (Старбак), начиная спектакль с настоящей и очень верной тональности, словно деликатно задавая нам условия игры. Появляясь в конце первого акта этаким Остапом Бендером, свершающим и проворачивающим свои дела легко, играючи, он во втором акте доходит до образа некого Спасателя душ, Ангела-хранителя, который вселяет в людей Веру… Недаром режиссер вмонтировала в ткань спектакля потрясающий, актуальный, из сегодняшнего дня текст Энтони Хопкинса, вложив его в уста Старбака: «Я верю, что мы можем сгущать время, притягивать его к себе. Эти мечты о будущем: «О, я сделаю что-то в следующем году». Этого не существует, завтрашнего дня не существует, следующего часа не существует. Это лишь возможность. Но мы можем перетянуть время в настоящее, сейчас, прямо в солнечное сплетение, в нашу душу… Что бы вы ни задумали сделать, верьте в это, верьте в это, верьте в это».
Это лишь часть монолога, которая отдана артисту, но он становится камертоном и лейтмотивом всего спектакля.
Спектакль о том, что мы потеряли веру в Бога, веру в себя, веру вближнего своего, веру в Человечество. А тот, кто по-настоящему верит, кажется нам глупцом или сумасшедшим.
Вообще, спектакль получился по своему посылу и мысли философским и даже притчевым. Благодаря режиссерскому решению «вырвался» из быта, в особенности его второй акт. Вместе с текстом и мыслями героев возникает целый ворох параллельных мыслей, о которых задумается каждый сидящий в зале.
Хочется особо отметить сложившиеся, «полнокровные», точные и филигранные актерские работы Виталия Котельникова (Х. Карри), Анны Гальцевой (Лиззи), молодых артистов Юрия Недопекина (Ной), Василия Бурля (Джимми) и другие.
Пожелаем спектаклю долгой и яркой сценической жизни. А нам – интересного и плодотворного театрального сезона!
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
член художественного совета, артист театра им. А.Н. Островского