2.02.2023, 11:13
Просмотры: 1252

В ресторанном бизнесе свои правила?

В каждом заведении общепита, будь то ресторан, кафе, ночной клуб или простая столовая, помимо основного счета посетитель обязан оплатить определенный процент за обслуживание. Но, как оказалось, любой клиент вправе отказаться оплачивать сверх того, что вышло по меню. Кроме того, требования заведений внести депозиты, обязательно заказать горячее или оплатить вход, абсолютно незаконны и нарушают права потребителей.

анонсы1

Практика взимания дополнительной платы за обслуживание сверх заказа по меню уже давно стала нормой и никто из посетителей кафе по этому поводу не возмущается. Сумма за обслуживание во всех заведениях разная и колеблется от 7 до 15%, в основном, в точках общепита стоимость услуг официанта составляет 10%. Все привыкли считать, что вся эта сумма идет официантам, но это не совсем так. Большинство рестораторов, мягко говоря, лукавят, говоря, что эти проценты идут официантам. Если бы это было так, то официанты получали бы просто неприлично большую зарплату. Если взять, к примеру, средний чек на одного человека около 10 тысяч тенге и компанию из 4-х человек, то сумма процента составит 4000 тенге только за один стол, а таких столов за вечер у каждого официанта может быть минимум 3-4, а в выходные дни до 10, и сумма заказа значительно больше.  Путем несложных подсчетов становится понятно, что официант в конце месяца должен получить более чем полмиллиона. Думаете заведение будет платить такие зарплаты официантам? Из общей суммы процентов официанту остается максимум 5%, половину ресторатор забирает себе либо эта сумма идет на оплату труда других сотрудников заведения.

– Ни в одном кафе и ресторане 10% официантам не дают, со многими коллегами общаюсь – нигде такого нет. У нас в заведении берут с клиента 10%, нам на зарплату только 3% идет, около 160-180 тысяч тенге в месяц выходит, когда банкеты, корпоративы – чуть больше. Если хочешь больше заработать, можешь выходить каждую смену без выходных, но так как работа ночная, очень тяжело работать при таком графике, не высыпаясь. Клиенты тоже оставляют чаевые, но немного. В некоторых кафе такая система, что даже чаевые заставляют сдавать в общую кассу и потом делят на всех. Несмотря на то, что с нас удерживают проценты, в конце месяца за бой посуды, накладывают различные штрафы, – рассказывает Екатерина М., которая работает официанткой более 5 лет.

Владельцы  увеселительных заведений утверждают, что взимание процента за обслуживание – необходимая мера и повсеместно принятая практика.

– С этих денег мы оплачиваем заработную плату персоналу, процент стимулирует официантов лучше работать, если им поставить оклад, то они столы обслуживать не будут. Хорошие официанты, умеющие работать, должны зарабатывать больше тех, кто просто приносит заказ и не работает с клиентом. Официант и бармен должны быть заинтересованы в продажах, тогда они предлагают посетителям заказать различные блюда, закуски, десерты, коктейли. Официант обязан знать меню, винную и коктейльную карты, что из чего и как приготовлено, и уметь все это так красиво рассказать клиенту, чтобы тот непременно захотел заказать именно это блюдо или напиток. Но он будет стараться только тогда, когда заинтересован в этом, поэтому проценты за обслуживание обязательны в нашей работе. В ресторанном бизнесе свои правила. Толковые официанты очень ценятся, поэтому и платим мы всем по-разному. Разве справедливо будет заплатить одинаково тому, кто за вечер обслужил всего два стола на 20 тысяч и тому, кто успел обслужить пять-шесть на гораздо большую сумму, – рассказывает о специфике работы владелица одного из кафе города Улпан Ахметова. Однако требованиями ГОСТа 30389-2013 регламентировано, что заведение общепита, ресторан, кафе и так далее не может брать дополнительную плату за обслуживание – это незаконно.

– В любом заведении общепита предоставление услуг официанта является обязательным условием, услугу «обслуживание» невозможно заказать без заказа еды и напитков. Отдельно же не требуют оплатить повару за приготовление пищи, стоимость его работы уже включена в стоимость блюда при составлении калькуляции. Если провести аналогию с салоном красоты – вы же отдельно не оплачиваете, к примеру,  краску для волос и услуги колориста, или отдельно лак и работу мастера ногтевого сервиса. Здесь то же самое. По роду своей деятельности рестораторы оказывают услуги общественного питания, в которую входит процесс обслуживания. Таким образом, взимание отдельной платы за обслуживание относится к условиям, нарушающим или ущемляющим права потребителей, и клиент вправе обратиться в суд. Но пока в нашей практике таких прецедентов не было, –  рассказала руководитель департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова. Она также отметила, что в Уральске есть всего одно заведение, которое не взимает с клиентов процент за обслуживание.

Депозиты только в банке

Еще одно неправомерное требование ночных клубов и ресторанов – депозит. Само по себе это слово с ресторанным бизнесом никак не вяжется, ибо открывать депозиты вправе только банки второго уровня к коим увеселительные заведения не относятся. Но, тем не менее, данная практика также прочно вошла в ресторанный бизнес как и проценты за обслуживание, платный вход и обязательный заказ горячего блюда. За бронирование столика в большинстве заведений требуют внести предоплату, громко именуемую депозитом. Суммы разные, в зависимости от уровня заведения, и колеблются от 5000 до 15000 тенге. Когда клиент приходит, он обязан сделать заказ на эту сумму или сверх нее, но никак не меньше. Ну, а если на всю сумму не наел, не напил, то остаток денег не возвращается, но унести недопитое и несъеденное не запрещается. Таким образом, заведение заставляет клиента купить больше чем он хотел. Рестораторы объясняют это тем, что, если человек хочет бронь, то они тоже должны быть уверены, что клиент гарантированно придет, и столик не будет пустовать. Помимо этого, они должны быть уверены, что человек закажет еду и напитки,  принесет заведению доход, а не просто будет весь вечер сидеть с кружкой пива. Данные требования нарушают права потребителей, так как заведение общепита выставляет свои товары в меню, и клиент сам вправе выбрать то, что он хочет. Человек может просто зайти и заказать себе всего лишь чашку чая или кофе и заведение не имеет права выгонять его или отказать в обслуживании. Если провести аналогию, например, с продуктовым магазином, покупателя, зашедшего за хлебом, не могут же заставить купить еще колбасу и пельмени. Но почему-то во многих ресторанах и кафе в порядке вещей сказать: «Только чай не продаем, у нас горячее обязательно!» либо озвучить сумму минимального заказа, которая даст вам право находиться в заведении. Данные требования незаконны и напрямую нарушают требование статьи 28 Закона РК «О защите прав потребителей», которая гласит, что продавец, в данном случае точка общепита, обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы продавца. Запрещается принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) в ненужном ему количестве и (или) ассортименте. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Кроме того, заведение не имеет права отказать в обслуживании посетителям, так как это нарушение ст. 287 п. 3 ГК РК.  Поэтому все требования депозитов, обязательных горячих блюд незаконны и любой клиент вправе обратиться в суд.

За что платим?

Еще одно не правомерное требование увеселительных заведений – платный вход. Здесь все просто – вход в заведение не услуга и не товар, соответственно, клиент должен знать за что он платит.

– Администрация вправе взимать оплату за вход только в том случае, если в заведении представлена какая-либо концертная или шоу-программа, «живая» музыка. Но наличие такой программы обязательно должно быть прописано на входном билете, то есть клиент должен знать, за что конкретно он заплатил. А требовать деньги за вход только потому, что решили сделать его платным – неправомерно, – пояснила Эльмира Киматова.

Законом права потребителей четко прописаны, но соблюдаться они будут только тогда, когда потребитель начнет требовать их соблюдения, а пока люди будут соглашаться вносить депозиты, заказывать ненужное, платить за вход и платить проценты сверх заказа –  все заведения будут устанавливать свои правила.

Евгения Максимова, 

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале