4.07.2022, 11:30
Просмотры: 205

Возможно ли возродить речное судоходство?

Историю Уральского судоремонтного завода, одного из старейших заводов Казахстана и самого первого завода Западно-Казахстанской области, которому в этом году исполнилось 93 года, рассказал директор предприятия Владимир Борисович Самсонов, заставший расцвет судоходства на Урале и полный упадок судостроительной отрасли.

судоремонт (2)

Но несмотря на то, что судоходства на Урале сейчас уже нет, не считая дачные перевозки, последняя полноценная навигация по реке была в 1980 году, завод продолжает работать. Сохранить уникальное производство с которым связана почти вековая история города на реке, удалось исключительно благодаря грамотному руководству. Владимиру Борисовичу завод достался не в лучшие свои годы, материально-техническая база завода, как и сам речной флот в лихие 90-е были изрядно расхищены. Но он сумел сохранить то немногое, что осталось, вдохнуть в производство новую жизнь и вывести казалось бы нерентабельное предприятие в одно из продуктивно работающих производств. Хотя высокодоходным его назвать нельзя, завод сумел выжить в период развала и перестройки, когда многие крупные комбинаты и предприятия попросту прекратили свое существование. И в этом несомненная заслуга В. Самсонова, который каким-то чудом находил заказы, смог частично перепрофилировать производство, улучшал производственные мощности и сохранил коллектив. Сейчас на заводе трудятся 70 человек, в основном, остались все те, кто работал еще в советское время, истинные патриоты своей профессии.

судоремонтный завод (3)

На сегодняшний день Уральский судоремонтный завод обладает всем необходимым оборудованием для судостроения и судоремонта. Это единственное предприятие на западе Казахстана, которое имеет слип Г-150, позволяющий поднимать суда доковым весом до 750 тонн. Завод имеет опыт постройки морских барж грузоподъемностью 500 тонн, речных барж грузоподъемностью от 500 до 1000 тонн, речных пассажирских теплоходов и катеров. Здесь же собирают земснаряды производительностью от 800 куб до 1800 куб по пульпе, предназначенные для добычи ПГС, зачистки рек и водоемов, что позволяет решать экологические и природоохранные задачи. В 2008 году была заложена и построена насосная станция НАПЭ 1.1 производительностью 1.1 куб/сек. Высококвалифицированный персонал завода, который работает здесь не один десяток лет, знаком со спецификой Урало-Каспийского региона и готов реализовать любые проекты в этой отрасли. Здесь был построен причал для морского флота Казахстана, понтонные мосты, которые установлены в селах Чапаево и Казталовка. Сегодняшние возможности предприятия позволяют строить различные суда – от маленьких прогулочных катеров до больших, комфортабельных пассажирских лайнеров. На заводе в совершенстве налажен полный цикл производства от составления проекта до готового судна, причем проектирование производится индивидуально под конкретные условия. К примеру, на судоремонтном заводе в 2014 году был спроектирован и собран теплоход «Фонтанка» для рек и каналов на 60 посадочных мест и с осадкой судна всего 0,5 м (судно строилось с учетом маловодия р. Урал). Кроме того, заводу по силам изготовить любые металлоконструкции для крупного строительства.

История судоремонтного завода уходит в далекие довоенные годы, эпоху становления молодого социалистического государства.

Судоходство на Урале началось в 1925 году, тогда было открыто управление «Уральского речного пароходства», судоремонтный завод начали строить в 1928 году. В годы Великой Отечественной войны в Уральск был эвакуирован завод «Зенит», который было решено разместить в цехах судоремонтного завода. Период расцвета Уральского речного пароходства пришелся на 50-70-е годы. Судоходство на тот момент было одной из самых динамично развивающихся отраслей региона, речной флот транспортный, путейский и вспомогательный насчитывал порядка 200 единиц самоходных судов, не считая барж.

судоремонт (1)

– Отдельно следует сказать о пассажирских перевозках, за сезон навигации по Уралу перевозили в среднем 1 млн 200 человек. Это направление никогда не субсидировалось и не было убыточным. Грузоперевозки речным транспортом являются самым дешевым видом перевозок, так как суда обладают гораздо большей грузоподъемностью чем железнодорожный и автомобильный транспорт. Здесь не надо строить и постоянно ремонтировать  дороги, достаточно раз в сезон прочистить судоходные пути от карчей. В то время ассортимент перевозимых по Уралу грузов был очень большой. Из Уральска возили гравий, из Атырау ракушняк, также в Индере добывали борат. На баржах доставляли топливо до поселков, расположенных вдоль реки. Потом, в 80-х годах, когда начались разногласия между институтом рыбного хозяйства и судоходством, рейсы стали сокращать и постепенно отрасль пришла в упадок. Судоходство обвинили, что оно наносит вред рыбным запасам, однако при самом расцвете судоходства и рыбы было много, и суда ходили. Одних только плавучих пунктов по приему и переработке черной икры было семь единиц, все это за очень большие деньги уходило на экспорт. А как только прекратилось судоходство, рекой перестали заниматься, так и рыбы не стало. Речной флот весь распродали, земснаряды и две единственные землечерпалки ушли в филиал рыбного института в Атырау. Туда же забрали несколько теплоходов, в итоге от неумелого обращения с судами они затонули. После этого начался развал союза, Уральское речное пароходство закрылось, суда просто пилили и сдавали на металл. Так больно было на все это смотреть, каждое судно оно для речника как родная душа, –  с сожалением рассказывает Владимир Борисович. До сих пор руководитель судоремонтного завода с горечью вспоминает свой первый теплоход «Алма-Ата», на котором он был капитаном с 1979 по 1985 годы, это судно, как и многие другие, пошло на металл.

Случайных людей в судоходстве нет, так и В. Самсонову самой судьбой было предназначено вписать свое имя в историю Уральского речного судоходства. До сих пор Владимир Борисович помнит из детства, как он с бабушкой переправлялся через реку. Наверное уже тогда ему было предначертано стать речником. Родился и вырос В. Самсонов в Уральске, на службу в Уральское речное пароходство поступил в 1969 году 16-летним подростком, затем окончил Куйбышевский речной техникум, заочно отучился в Московском автомобильном институте. После того как завершил карьеру капитана, В. Б. Самсонов пришел работать на судоремонтный завод и по сей день остается его руководителем. Владимир Борисович и весь коллектив завода искренне надеются на то, что судоходство на Урале возможно возродить и вновь по реке пойдут суда.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале