2.04.2021, 12:04
Просмотры: 58

Яйца по цене фаберже

Благодаря мерам государственной поддержки отрасли яичного птицеводства в прошлом году в области производство яиц выросло на 4,1% и составило 188,9 млн штук, что, по информации областного управления сельского хозяйства, полностью обеспечило потребности населения. Но, если купить яйца в прошлом году можно было за 270-300 тенге, то сейчас ценников с цифрой меньше 430 тенге за десяток товарного яйца в торговых точках не найти.

bf4bdda3dd4b06e65842c5133cb7f195

С начала текущего года цены на куриное яйцо по всей стране начали расти, в некоторых регионах они взлетели до 65 тенге за штуку. В Уральске, по официальным данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, по итогам трех месяцев рост составил 13,2%, а средняя цена установилась в пределах 38,5 тенге за яйцо.

По ценам

Согласно прайс-листу, ТОО «Уральская птицефабрика» в настоящее время реализует десяток столового яйца первой категории (С1) по 370 тенге, 360 тенге стоит столовое второй категории и 400 тенге десяток отборного. За такую цену купить яйца сейчас можно разве что на самой птицефабрике или, с надбавкой в 10 тенге, в ее торговых точках на рынках «Алтын-Алма», «Караван» и в Сити-центре с маркировкой УПФ. Еще в социальных магазинах Уральска, куда фабрика, по условиям подписанного с акиматами меморандума, поставляет социально значимый  продукт питания по 350 тенге. ТОО «Агрофирма «Акас» реализует яйца (С1) по 390 тенге (оптом по 350 тенге), в марте прошлого года цена на них была 270 тенге. Напомним, что в перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться государством, входит только яйцо 1 категории.

Основные расходы…

Что повлияло на подорожание социально значимого продукта питания, мы выясняли у руководства местных птицефабрик, которые в совокупности производят 141 млн штук яиц в год: ТОО «Уральская птицефабрика» (86 млн яиц в год) и ТОО «Агрофирма «Акас» (55 млн яиц в год).

D7jVPN07

В настоящее время только две эти птицефабрики производят товарное яйцо, соответствующее критериям и требованиям Правил для получения государственной субсидии. Эти меры господдержки пока дают фабрикам возможность модернизировать производство, обновлять технику и оборудование. Но, как известно, господдержка уменьшается по мере развития производства. Пару лет назад, к примеру, субсидии на производство одного яйца составляли 2,2 тенге, а с 2020 года уменьшились до 1,1 тенге.

По словам исполнительного директора Уральской птицефабрики Тимура Жумагамбетова, повышение цен на яйца произошло пропорционально увеличению себестоимости их производства, на что в этом году повлиял целый ряд факторов, которых с каждым годом становится все больше, причем они оказывают влияние в целом на работу отрасли яичного производства.

– Во-первых, и это самая существенная статья расходов, подорожали корма. Если в начале прошлого года фуражное зерно мы покупали в среднем по 60-65 тысяч тенге за тонну, то уже в конце года торги начинались с 73 тысяч. Пока мы ждали субсидии и оформляли кредит на закуп, цена на пшеницу выросла до 80 тысяч, и то мы рады, что успели хоть за такую цену ее купить, потому что уже через месяц она стала еще дороже, – говорит исполнительный директор птицефабрики.

Среди прочих статей расходов по компонентам, он также назвал повышение цен на соевый шрот (основной источник протеина, благодаря которому растет яйценоскость производственных несушек) – со 190 тенге в 2020 году до 315 тенге в настоящее время, шрот подсолнечный – с 60 до 90 тенге и масло подсолнечное, которое подорожало с 215 до 660 тенге за литр менее, чем за 1,5 года.

– Это разорительно для фабрики. Представьте, ежемесячно нам необходимо 27 тонн одного только растительного масла – это уже 18 млн тенге, когда и как оправдать эти расходы? Другие ингредиенты кормов также не отстают, добавьте к этому подорожание бензина, двукратный рост стоимости витаминов и премиксов, допрасходы на биозащиту фабрики от прошлогодней вспышки птичьего гриппа, вынужденное строительство дополнительного резервуара для воды, на которое мы потратили почти 40 млн тенге, чтобы во время перебоев с водой не потерять поголовье птицы – и вы будете видеть картину целиком. Помимо всего прочего растут цены на различные услуги. Так, в 3 раза вырос железнодорожный тариф, втрое за последние два года возрос утилизационный сбор. Если в 2018 году купив новую машину для фабрики мы заплатили утилизационный сбор чуть больше миллиона тенге, то в прошлом году, взяв еще одну такую же машину по той же цене, мы вынуждены были заплатить утилизационный сбор уже 3 млн тенге. И таких услуг, которые оказывают влияние на себестоимость производства и на работу птицефабрики, к сожалению, становится все больше, – рассказал Т. Жумагамбетов.

Беспокойство у предприятия вызывает и то, что совсем скоро, с началом летнего периода, традиционно упадут продажи яиц. Такую сезонность птицефабрика ежегодно переживает с мая по август. В это время приходится продавать яйца по бросовым ценам, чтобы скорее реализовать продукт, ведь он долго не лежит.

– Сейчас себестоимость яйца подошла к 36 тенге, мы торгуем по 37 тенге. Для производства, с учетом повышения цен на компоненты и услуги – это и так мизер, а с мая у нас пойдет спад продаж, и мы будем вынуждены продавать яйца ниже себестоимости. Откровенно, очень тяжело сейчас стало работать, у нас даже мысль была сократить производство, но мы отказались от этого, наоборот, с открытием нового цеха в прошлом году собираемся увеличивать производство яйца до 92 млн в год, ведь город растет и потребность в нашем продукте тоже. И, чтобы фабрика за летний период сработала хотя бы не в убыток, выход видим только один, поднять нынешние цены на яйцо.  Недавно я подготовил несколько писем в отдел предпринимательства, сельского хозяйства, акимат области и города, антимонопольный комитет, где  изложил все доводы в цифрах с целью дать нам такую возможность, – рассказал исполнительный директор птицефабрики.

20210402_120055

… и проблемы

– Если бы в летний период не было завоза в нашу область яиц из других регионов, в том числе из России, тогда и цена на местные яйца не падала бы ниже себестоимости, и в зимний период нам не приходилось бы повышать цены, чтобы оправдать свои летние затраты. В прошлом году летом мы цены на яйцо снизили, а в магазинах и на рынках цена осталась прежняя. Получилось, что мы себе в убыток на 3 тенге торговали, а рынок эту разницу, плюс надбавки клал себе в карман. И как только мы немного поднимаем цену, рынок пропорционально поднимает свою, а с проверками всегда приходят к нам, как к монополистам, – рассказала главный технолог птицефабрики ТОО «Агрофирма «Акас». – Мы даже в этом году написали в антимонопольный комитет письмо с предложением, чтобы на яйцо сделали максимальные надбавки на фиксированную цену не в процентном соотношении, а в тенге. Вот, к примеру, если продаем яйцо по 250 тенге за десяток, а рынки накручивают себе 10%, как это сейчас есть по нормам, то они получают 2,2 тенге с одного яйца, а если мы продаем по 300 тенге, они ничего не делая, имеют уже 3 тенге. Почему не сделать максимальную наценку, скажем, не 10%, а 20 тенге круглый год не зависимо от того, сколько стоит продукт!

Такого же мнения придерживается и руководитель Уральской птицефабрики, отмечая, что со склада у них перекупщики берут яйца коробками по 370 тенге за десяток, а на рынке торгуют ими уже по 480 тенге.

• Бауыржан Саткалиев,
начальник отдела предпринимательства и торговли управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО:

– По закону предприниматели имеют право делать 15% надбавку на реализуемую продукцию. Получается, если по 300 тенге покупают, то имеют право продавать по 345. А так, чтобы в тенге делать надбавку, такого нигде не прописано. Как предложение, конечно, производители могут внести на рассмотрение к нам или в вышестоящие органы. Но по одному товару вряд ли примут такое решение, чтобы надбавка измерялась не в процентах, а в тенге.

Пока в целях недопущения роста цен в регионе заключаются меморандумы между компаниями-производителями яиц и торговыми объектами (магазинами, торговыми сетями) о прямых поставках на прилавки яиц и обеспечении фиксированной цены продажи.

Кроме того, Антимонопольное ведомство инициировало проверку производителей и поставщиков на предмет того, был ли обоснован рост цен на яйца или это был ценовой сговор.

• Салават Вахитов,
руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по ЗКО:

– В настоящее время ведомством проводится анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации куриных яиц первой категории, временным интервалом исследования которого является период 2020 года и январь 2021 года. Географическими границами товарного рынка определены границы города Уральска.

Установлено, что за анализируемый период на рассматриваемом товарном рынке куриные яйца производят 2 субъекта рынка – ТОО «Уральская птицефабрика» и ТОО «Агрофирма «Акас». Дополнительно запросы направлены субъектам оптовой реализации (ИП «Канинская» и ИП «Шунаева А.М.»). Согласно расчетам департамента, объем рынка оптовой реализации куриных яиц первой категории за 2020 год местных производителей составил 79 562 151 штук, за январь 2021 года 5 706 342 штук. Следует отметить, что повышение цен на оптовую реализацию куриного яйца первой категории обусловлено следующими причинами. Во-первых, это снижение объемов государственных субсидий (государственная поддержка птицеводам-производителям пищевого яйца в 2020 году сократилась на 50% с 2,2 тенге до 1,1 тенге). Во-вторых, вследствие неурожая пшеницы, закуп корма осуществляется по более высокой цене. С декабря 2020 года цены на пшеницу установились в районе 85,5-95 тыс. тенге за тонну, против 58 тыс. тенге в декабре 2019 года. Кроме того, увеличились затраты на погрузку, доставку, разгрузку, услуги элеватора, где конечная цена составляет более 100 тыс. тенге за тонну. И, в-третьих, в связи с обострением эпизоотической ситуации по высокопатогенному штамму птичьего гриппа и пандемии коронавирусной инфекции увеличились расходы по сохранению биологической безопасности предприятия. На сегодняшний день анализ рынка продолжается, по итогам которого будут подготовлены выводы о наличии или отсутствии нарушений законодательства в области защиты конкуренции.

Наталья Горохова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале