В РПП ЗКО подвели итоги работы в честь 8-летия Нацпалаты предпринимателей
Если в прошлом году в период пандемии сотни предпринимателей вынуждены были свернуть свой бизнес, то в этом количество зарегистрированных бизнес-объектов увеличилось на 0,5%. Мониторинг Палаты предпринимателей ЗКО показывает: наибольшие трудности в пандемию вызвали временные ограничения в работе, закрытие бизнес-объектов в выходные дни, затраты на дезинфекционные мероприятия, снижение доходов и проблемы с оплатой коммунальных услуг.
110 из 181 обращения (61%) по вопросам защиты бизнеса было рассмотрено с начала года в Палате предпринимателей «Атамекен» ЗКО положительно. Общая сумма защищенных имущественных прав превысила 882,6 млн тенге. За 8 лет существования Региональная Палата приняла участие в свыше 130-ти судебных процессах, в том числе в 11-ти из них – за 2021 год. Специалисты ПП ЗКО отметили, что в сфере бизнеса наиболее частыми по-прежнему являются проблемы, связанные с госзакупками, налоговыми и земельными отношениями, аграрно-промышленным комплексом, вопросы конкуренции.
– В областном аппарате Региональной Палаты, призванном защищать интересы западноказахстанских предпринимателей, работает 25 человек, – сообщил директор областного филиала Нуржан Максотов. – В нашем ведении находится два основных направления: экономическое развитие бизнеса и защита его прав, где самое главное – это выявление и снижение различных административных барьеров на его пути. С 2017 года в рамках госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» реализуется проект «Бастау Бизнес», оператором обучения по которому выступает Нацпалата и ее филиалы. С начала реализации проекта в ЗКО было обучено 8376 человек, а в этом году с программой познакомятся 125 западноказахстанцев.
Под присмотром Совета
Большую помощь бизнесу оказывает Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при РПП. В него входят представители государственных, правоохранительных органов и бизнес-субъекты. Практикуется проведение совместных заседаний с прокуратурой области. На одном из таких заседаний в этом году обсуждался вопрос судебной практики по искам, связанным с принудительным изъятием земельных участков у предпринимателей. Эксперты обратили внимание на складывающуюся в ЗКО практику прекращения права собственности и землепользования в случае нарушения должностными лицами порядка их выделения, хотя законом это не предусмотрено.
– В РПП обратились наши коллеги из района Бәйтерек, где более 100 сельхозтоваропроизводителей, которые приобрели земельные участки в аренду в 2015-2016-2017 годах, получили от отдела земельных отношений уведомления о расторжении договоров аренды ввиду выдачи земельных участков вне конкурсов, – отметили специалисты ПП ЗКО. – Итогом рассмотрения данного вопроса стал отзыв такого иска. И такие примеры не единичны.
Палата предпринимателей ЗКО тесно взаимодействует с судами области, а также с ОЮЛ «Союз медиаторов ЗКО», областным общественным объединением по защите прав потребителей, Палатой юридических консультантов ЗКО и другими структурами в вопросах развития и применения института досудебного урегулирования споров. Такое сотрудничество оказалось очень кстати в период пандемии, когда многие сферы бизнеса ушли в локдаун. В результате срывалось исполнение обязательств бизнеса по договорам о госзакупках, а также подряда, поставки, имущественного найма и другим.
Достучаться
до Министерств
Квалифицированная помощь оказывается в ПП ЗКО и местным аграриям. По данным специалистов регионального «Атамекена», госпрограммой развития АПК на 2017-2021 годы перед Министерством сельского хозяйства была поставлена задача по увеличению экспорта переработанной продукции в 2,5 раза. При этом 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства экспортируется в виде сырья, без переработки (то есть продается с очень низкой добавленной стоимостью).
– К примеру, по данным МСХ РК загрузки мощностей мясоперерабатывающих предприятий за 2019 год колеблются всего в пределах 30-40%, – рассказали в РПП. – На сегодняшний день свыше 180 мясоперерабатывающих предприятий в стране недогружены отечественным сырьем, так как живой скот на переработку не поступает. Поддержка разного рода сельхозпроизводителей и откормочных площадок способствовала увеличению поголовья скота, но это не создало тех необходимых предпосылок для создания казахстанской добавленной стоимости на перерабатывающих предприятиях и породило прослойку теневых перекупщиков, не выплачивающих каких-либо налогов – фактически бенефициаров выделяемых субсидий. При такой налоговой нагрузке мясоперерабатывающие предприятия при закупе сырья не в силах конкурировать с теневым перекупщиком, так как нет равных условий закупа. Таким образом, перекупщик – востребован, а индустриально-промышленное предприятие в мясной отрасли – нет.
Предприниматели инициировали вопрос внесения изменений в программу субсидирования для поддержки казахстанских мясоперерабатывающих предприятий. Данная проблема была внесена в республиканский Реестр проблемных вопросов бизнеса с проработкой на уровне центральных госорганов.
Актуальными остаются и другие проблемы, включенные в Реестр еще в 2020 году и остающиеся на рассмотрении госорганов. Это вопрос выделения дополнительного финансирования, как с республиканского, так и из местных бюджетов по направлению «Субсидирование развития племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции». Данная проблема возникла из-за нехватки финансирования – при потребности в 7,2 млрд тенге выделяется лишь половина.
Помимо этого, РПП проводит анализ местного содержания в госзакупках в рамках программы «Экономика простых вещей». При ней функционирует Региональная комиссия по контролю местного содержания, которой только в этом году было проведено 17 заседаний. На постоянной основе эксперты Палаты области проводят и мониторинг запланированных и возводимых объектов строительства, по которым планируется реконструкция или капремонт, в том числе в рамках программы «Дорожная карта занятости». С этого года при ПП ЗКО открылась микрофинансовая организация с совместным учредительством акимата ЗКО, уставный капитал которой составляет 100 млн тенге (51% – доля РПП и 49% – облакимата). Как известно, МФО осуществляет выдачу микрокредитов выпускникам проекта «Бастау Бизнес» со ставкой вознаграждения 6% годовых и сроком до 5 лет, на развитие животноводства – до 7 лет. В этом году на эти цели было выделено 2,2 млрд тенге по программе «Дорожная карта занятости 2020-2021». ПП ЗКО планируют выдать 524 микрокредита на сумму 4,1 млн тенге. Уже принято 82 заявки и одобрено 3 проекта.
В производстве СМЭС ЗКО с момента объявления ЧП и до конца прошлого года было 119 исков госорганов к субъектам предпринимательской деятельности, в том числе 94 – в сфере госзакупок, 5 – земельных отношений, 5,4 – налогообложения и налоговых отношений, 8 – в сфере исполнительного производства. По всем спорам удалось достичь мирового соглашения.
В рамках Проектного офиса по вопросам предпринимательства ЗКО сопровождает 268 проектов на общую сумму 37 млрд тенге.
Одобрено 260 проектов на 30,2 млрд, профинансировано 250 проектов.
В рамках механизма льготного кредитования «Экономика простых вещей» наибольшая сумма одобренных кредитов в нашем регионе приходится на:
переработку в АПК – 8 проектов на 11,3 млрд тенге (37,3%);
проекты по производству в АПК – 231 проект на 10,3 млрд (34,2%);
услуги в сфере здравоохранения и образования – 11 проектов на 4,6 млрд (15,3 %);
обрабатывающую промышленность – 10 проектов на 4 млрд (13,2%).
– Съезд Нацпалаты (высший орган «Атамекена») состоится 23 сентября в Нур-Султане, – резюмировал директор РПП «Атамекен» Нуржан Максотов. – Второй год подряд из-за пандемии он проходит в онлайн-режиме, поэтому делегация от нашей области в столицу не поедет. На повестке дня, как и годом ранее, проблемы бизнеса в период карантина, а также меры по недопущению очередного локдауна. Что касается членских взносов, за счет которых финансируется наша Палата, то микро и малый бизнес освобождены от них до 2023 года. Оплачивает только средний и крупный бизнес. В ЗКО – это 754 субъекта, 64 из которых относятся к крупным. Оплата поэтапная: три транша в год, последний из которых до 25 декабря. В этом году отмечается улучшение предпринимательской платежеспособности. Кстати, общее количество зарегистрированных субъектов бизнеса в этом году увеличилось на 0,5%. А по итогам 8 месяцев к нам поступило около 36% от общей суммы взносов (437 млн тенге).
Галина Каренских,
zhaikpress.kz