25.01.2021, 11:44
Просмотры: 460

Животновод в третьем поколении

Талгат Уалиев 23 года занимается разведением скота на мясо. Труд тяжелый, но благодаря ему фермер смог обеспечить достойную жизнь своей семье. Сейчас, когда в степи завывает буран, а скотина жует  припасенное заботливым хозяином с осени сено, на своей зимовке он мечтает об одном – после тяжелого трудового дня посмотреть телевизор при электрическом свете. Пока же он вынужден пользоваться  в хозяйстве и быту дизельными генераторами, которые нещадно «жрут» доходы хозяйства, – но на подведение электролинии к зимовке у фермера не хватает денег.

Талгат Уалиев (2)

Зимовка «Окас»  – владение Талгата Уалиева – расположена в нескольких километрах от Мергеневского сельского округа, Акжаикского района.  Большая часть сельхозпостроек здесь, включая дом, как рассказывает руководитель хозяйства, остались еще с советских времен. Практически все лето и осень скот не стоит в стойле – пасется в степи. Благо, есть где разгуляться, – у хозяйства в собственности 392 гектара земли.

Сено для своей скотины Уалиев косит сам – на своей же земле. Правда, последние 2-3 года травостой крайне низкий – жара и зной иссушили степь, урожаи сена упали вдвое. Закупать корма приходится в соседнем Теректинском районе – у фермеров из сел Большой Чаган, Тоганас, Шагатай.

Продолжил дело отца

Фермер – потомственный животновод. Его отец Окас пас в совхозе имени Куйбышева овец, его стаж чабана составлял 33 года. Мальчишкой Талгат помогал отцу, позже сам стал пастухом.

Он рассказывает, что когда совхоз распался, в качестве пая за свой труд получил 60 голов коров. Так, в 1997 году Т. Уалиев стал собственником – основал свое крестьянское хозяйство.

В течение многих лет занимался тем, что было ему привычно – разводил овец. В хорошие годы в «Окасе» было до 800 голов мелкого рогатого скота. Постепенно пришел к тому, что стал заниматься выращиванием казахской белоголовой породы коров и завел лошадей – сейчас в хозяйстве 100 голов КРС и 200 лошадей. Фермер объясняет, что в условиях суровой зимы, в нашем степном климате казахская белоголовая порода  – самый оптимальный вариант для выращивания скота на мясо. Животные очень неприхотливы к кормам, выдерживают ветра и стужу, к тому же очень быстро набирают вес. Лошади хороши для степной зоны тем, что за ними даже в зимний период необходим минимальный уход – всю прошлую зиму, когда выпало мало снега, животные паслись в степи и сами добывали себе корм. В этом году сложнее – степь покрыла ледяная корка после оттепели и зимнего дождя, но в хозяйстве есть достаточный запас сена – 700 рулонов, оставшийся с прошлого года.

– Последние два года я перестал держать овец, – говорит Талгат Укасович. – На все не хватает рук. Работаем в хозяйстве вдвоем с сыном. Чабанов пасти овец не можем найти – люди не хотят работать в сельском хозяйстве. Мы предлагаем питание, проживание, зарплату на руки – 100 тысяч тенге в месяц. Но редко кто задерживается в хозяйстве больше, чем на месяц.

С овцами у владельца хозяйства «Окас» связана еще одна неприятная история. Несколько лет назад Талгат Уалиев сдал большую партию МРС на мясоперерабатывающий комплекс «БатысМаркаЛамб», открытый в Акжаикском районе в 2015 году. За барашков ему должны были выплатить 1,1 млн тенге. Но по итогу руководство «БатысМарка Ламб» заплатило лишь часть суммы. Еще 720 тыс. тенге предприятие осталось должно фермеру. Он делится, что уже устал обивать пороги комплекса и просить вернуть ему деньги за сданный скот – предприятие признано банкротом, его руководство находится в Нур-Султане. И перспектив получить свой долг у него нет никаких.

Выгоднее держать племенной скот

Относительно прочего скота Талгат Окасович объясняет, что, в основном, реализует бычков и лошадей на мясо в соседнюю Атыраускую область. Покупатели сами приезжают к нему в хозяйство и закупают скот живым весом.

– Сейчас в моем хозяйстве весь скот – племенной, – подчеркивает глава хозяйства «Окас». – Держать породистый скот выгодно, потому что на него выделяют  хорошие субсидии. К примеру, когда я покупаю племенного бычка, который стоит 350 тысяч тенге, государство возвращает мне 154 тысячи тенге. На каждую стельную корову дают субсидии – по 10 тысяч тенге.  Считаю, что именно благодаря господдержке мне удалось развести племенной скот.

Он делится, что породистых животных  закупает у проверенных племхозяйств в Бударинском сельском округе – ТОО «Квант» и «Атамұра».

Подчеркивает, что хотел бы получить статус племенного хозяйства, но это является для него проблемой. Во-первых, статус племхозяйства могут получить лишь укрупненные фермы. Во-вторых, по его словам, для этого необходимы членство в Палате казахской белоголовой породы и уплата членских взносов, к чему Уалиев пока не готов.

– Стараюсь не унывать, хотя многое приходится делать самому, – откровенно говорит Талгат Уалиев. – Во многом мне помогает техника – в лизинг  взял новый трактор, вожу на нем сено, развожу тюки по гуртам. Летом пасу на нем лошадей. Хотелось бы чипировать своих жеребцов, чтобы знать, где находится стадо, но у нас есть проблемы с интернетом. В степи цивилизации практически нет, даже электричество нам недоступно.

Нет света – нет цивилизации

Именно отсутствие электричества на зимовке больше всего расстраивает хозяина «Окаса».

Для того, чтобы поить скот, фермер забил три колодца и добывает воду из-под земли при помощи дизельных генераторов. Если бы здесь было электричество, качать воду и поить скот ему бы обходилось намного дешевле.

Из-за отсутствия электроэнергии в доме у Уалиева нет холодильников – здесь не доят коров, не делают сметану и творог даже в летнее время. Хранить молочную продукцию негде.

Талгат Окасович объясняет, что по одной из госпрограмм купил для зимовки солнечные батареи для выработки электроэнергии. Но они оказались маломощными – всего 12 Вольт. Этой энергии хватает лишь на то, чтобы посмотреть маленький телевизор вечером или зарядить телефон перед поездкой в райцентр.  В зимнее время, когда завывают метели и солнце прячется за снеговыми тучами, толку от батарей вообще нет.

– Чтобы подвести к нашему хозяйству электролинию,  а это 1,7 километра от трассы – нужно 4 миллиона тенге, – таких свободных денег  у меня нет, – объясняет Талгат Уалиев. – Здесь у нас нет и газа. Но про это я даже не думаю, газ будет стоить мне еще дороже. С весны мы делаем большой запас дров. Зима у нас долгая. Без отопления можно легко замерзнуть.

Главное –  в дело вкладывать душу

Фермер показывает нам свой скот. Справные, крепкие коровы и бычки жуют сено прямо из большого тюка. В отдельном помещении – молодняк, такой же круглый, с лоснящимися боками.

Талгат Окасович объясняет, что на кормах не экономит: животные едят сена столько, сколько захотят, на день в каждую базу он отгружает по нескольку рулонов степного сена. Плюс на каждую голову в сутки – 4-4,5 килограмма зерноотходов. Отрубями свой скот он не кормит – в зерновой шелухе, по его мнению, нет ни витаминов, ни сытости для животных.

– Чтобы получить качественное мясо, нужно хорошо кормить скот, ухаживать за ним, вовремя делать прививки, – говорит Уалиев. – Если этого не делать, прибыли от хозяйства не получишь. У меня в семье две дочери и сын. Всем им я дал образование, поставил на ноги. Это я сделал благодаря своему хозяйству, поэтому и вкладываю в него все силы и душу. Многие сельчане сейчас не хотят разводить скот, уезжают в город, работают по найму. Я же остался в селе, занимаюсь делом, которым был занят мой отец. И нисколько не жалею об этом.

Хочется отметить, что этот скромный труженик удостоен ордена «Құрмет», а также имеет Благодарственное письмо от первого Президента РК Н. Назарбаева. Но об этом предпочитает не говорить вслух – об этих наградах позже мы узнали лишь в акимате Акжаикского района.

Жумабек  Галымжан,
аким Мергеневского сельского округа Акжаикского района:

– На территории нашего округа расположены три села – Мергенево, Мойылды, Жолап. В них проживают 1459 жителей. В селах зарегистрированы 82 крестьянских хозяйства, из них в степи, на зимовках действуют 24.

Во всех хозяйствах насчитывается 7700 голов КРС, в том числе в крестьянских хозяйствах – свыше 5900, в личных подворьях – свыше 1 тыс. голов.  Овец и коз – 12700 голов, в том числе в хозяйствах – 8 тыс. голов.

Большая часть хозяйств сосредоточена в самих селах, поэтому скот пасут не в степи, а на близлежащих выпасах. Отсюда проблема со свободными пастбищами в округе, которую мы пытаемся решить, объясняя фермерам необходимость осваивать свои земельные наделы за пределами округа.

Людмила Калашникова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале