6.06.2023, 17:45
Просмотры: 39

Значение и перспективы отечественных ВУЗов в развитии человеческого капитала страны

Во время визита в нашу область министр науки и высшего образования Республики Казахстан Саясат Нурбек принял участие в выездном общем собрании Ассоциации высших учебных заведений РК на тему «Состояние и перспективы дальнейшей интеграции частных высших учебных заведений в реализацию региональных программ развития», проведенном на базе Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета в г. Уральске.

zkgu-rysbekov-1

В ходе встречи были обсуждены вопросы состояния и перспектив дальнейшей интеграции частных высших учебных заведений в реализацию региональных программ развития, роста человеческого капитала регионов и участия в нем региональных частных высших учебных заведений, вклада высших учебных заведений в социально-экономическое развитие регионов, обеспечения местного производства квалифицированными кадрами, обеспечения прочной связи образования и науки в целях интенсификации развития регионов.

Каков вклад вузов в духовное и материальное развитие регионов страны? Есть ли у нас успехи в этом направлении? Какой путь развития нам выбрать? Вот те вопросы, которые стали темой для обсуждения и дискуссий в ходе каждой встречи с участием главы ведомства, за два дня посетившего вузы западного региона в городе Уральске.

Как показывает мировой опыт, все развитые страны стремятся развивать экономику и свой человеческий капитал, создавая высокотехнологичные производства на базе ведущих университетов при их активном участии. В частности, все мы знаем, что частные вузы, как Гарвард, Кембридж, Стэнфорд, будучи центрами образования и науки, инноваций и производства, стали драйверами развития государств.

Каждая эпоха по-своему уникальна, уникальны их образ и содержание. Первая четверть XXIвека уже стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государств, укреплении их позиций в мировом сообществе и на мировом рынке, повышении уровня и качества жизни населения.

Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование века, какова его миссия, роль и место в развитии государства. На наш взгляд, наиболее важными приоритетами в развитии высшего образования в XXI веке для нашей страны являются нижеследующие:

1) Приоритетность сферы образования в долгосрочной политике и стратегии государства. Стимулирование и привлечение в сферу образования наряду с бюджетными средствами средств из различных внебюджетных источников.

2) Достижение уровня качества образования в наиболее развитых странах мира, разработка норм и требований финансового, материально-технического, интеллектуального и информационного обеспечения в расчете на одного обучающегося.

3) Гуманистический и светский характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, уважения прав и свободы человека.

4) Обеспечение для молодежи равенства в доступе ко всем уровням, ступеням и типам образования, право их выбора для обучения в любом учебном заведении.

5) Признание частного сектора образования как равноправной состоавной части единой системы образования государства.

6) Автономия образовательных учреждений и невмешательство государства в их внутренние дела. Предоставление и уважение академических свобод преподавателям и студентам вузов.

7) Цифровизация и успешное развитие науки в вузах, без которых невозможен прогресс.

Главным документом, которым руководствуются вузы в реализации данных приоритетов и подготовке качественных специалистов, является «Концепция развития науки и высшего образования в Республике Казахстан на 2023-2029 годы». Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек в своем выступлении на общем собрании остановился на основных направлениях развития отрасли, отраженные в Концепции, и обозначил проблемные точки.

При этом, прежде всего, закономерным является выведение на повестку дня вопроса обеспечения доступности высшего образования. Ведь развитие демографической ситуации в стране, ежегодный рост показателей рождаемости оказывают положительное влияние на рост числа граждан страны. Соответственно, каждый год перед нами встает вопрос обеспечения выпускников школ профессиональным образованием. Как известно, ежегодно увеличивая количество государственных образовательных грантов, наше государство стремится решить эту проблему. Однако не секрет, что поступательное увеличение количества грантов, постоянно подталкиваемое темпами демографического развития, накладывает огромный груз на бюджет страны. Поэтому мы должны заранее позаботиться о решении данного вопроса. Первое стратегическое направление в концепции предполагает создание равных и доступных условий для получения профессионального образования для молодежи, последовательно решая возникающие на каждом этапе вопросы. Отрадно, что с нового учебного года внедряется образовательно-накопительная система «Келешек», инициированная Министерством НВО РК. Нам следует ее воспринимать, с одной стороны, как гарантию обеспечения высшим образованием каждого выпускника школы, с другой – как поддержку, оказываемую вузам со стороны государства. К тому времени, когда ребенку исполнится 18 лет, на его счету будет накоплен определенный объем средств, на основе которых владелец сбережений получит возможность решить свои насущные социальные вопросы. то есть он имеет выбор: поступать в вуз или приобрести жилье на эти средства. Таким образом, планируется повысить доступность высшегообразования путем обеспечения равноправного доступа, создания инклюзивной среды для лиц с особыми потребностями, внедрения единой накопительной системы.

Следующим приоритетным направлением Концепции является опережающее обеспечение необходимыми специалистами всех отраслей страны. Знаем, что это требует, прежде всего, проведения прогнозных исследований, что особенно важно для регионов. Потому что особенности в жизнедеятельности и экономике каждого региона усиливают спрос на региональные стандарты опережающего кадрового обеспечения. Содержание профориентационной работы с выпускниками школ, проводимой в каждом регионе, также требует учета этих особенностей. В рамках Концепции Министерством планируется обучить 7,5 тыс. профориентаторов, также планируется кардинально изменить саму профориентационную работу и на основе прогнозных исследований начать подготовку комплекса стандартов для отраслей регионов, проведение форсайт-сессий и форсайт-школ на базе 18 региональных вузов. Уверены, весь этот комплекс мер окажет положительное влияние на полноценное решение вопроса кадрового обеспечения страны. Ведь Атлас профессий, создаваемый на основе данных мер, станет инструментом, способствующим поступательному развитию регионов на основе усиления приоритетных сфер производства каждого региона.

Развитие инфраструктуры, предусмотренное в третьем стратегическом направлении Концепции, предполагает материально-техническое обеспечение всех этих позитивных изменений. Ни для кого не секрет, что за последние 50-60 лет в стране не было инвестиций в инфраструктуру университетов. При этом первостепенная необходимость – охват обучающихся общежитиями – не утратила своей актуальности. Как отметил в своем выступлении министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, решить эту проблему можно двумя способами: первый – изыскать возможности выделения земельных участков и построить общежития, совместно с инвесторами и местными строительными компаниями, второй – неиспользуемые гостиницы и бизнес-центры в регионах переоборудовать под общежития. Таким образом, через механизм государственного и частного партнерства соответствующее ведомство намерено обеспечить обучающихся дополнительно 70 тысячами новых мест в общежитиях за указанные в Концепции сроки.

А также открытие 20 центров академического превосходства и создание новых кампусов на базе крупнейших вузов страны видится нами как эффективный механизм последовательного выполненияплановых показателей данного стратегического направления.

Современная международная геополитическая ситуация очень изменчива. А нашу страну мировое сообщество воспринимает как оплот стабильности. То есть Казахстан известен как страна, создающая благоприятную среду для ведения бизнеса, получения необходимого уровня образования. Уже более 30 крупнейших компаний мира намерены переносить свои производственные мощности и управленческие офисы в Казахстан. Это требует от отечественных вузов обеспечения их высококвалифицированными кадрами.

Четвертое стратегическое направление Концепции предполагает превращение Казахстана в академический и научно-исследовательский центр притяжения в Средней Азии на основе интернационализации высшего образования. К механизмам ее достижения можно отнести открытие филиалов зарубежных университетов в стране, соответственно, филиалов наших вузов в других странах, совершенствование двудипломного образования, повышение квалификации наших преподавателей и научных работников через зарубежные стажировки, вовлечение иностранных ученых в процесс образования и науки. Так почему бы не сделать Казахстан мощным центром образования и науки, воспользовавшись этими возможностями! Интеллектуальный, научный и материальный потенциал нашего государства более чем достаточен для воплощения таких амбициозных, в то же время стратегических целей.

Как мы знаем, цифровая среда и технологии стали трендом сегодняшнего дня. Решение сложных задач с помощью искусственного интеллекта и его служение человечеству – реальность, которая уже наступила. Таким образом, вполне закономерно, что цифровизация стала одним из стратегических направлений развития высшего образования и науки страны.

Все позитивные изменения имеют только одну цель. Это – повышение качества образовательных услуг, предоставляемых молодому поколению страны. В целом, внедряемая сегодня политика «с чистого листа» предусматривает последовательность реализуемых нововведений, соблюдение требований законодательства, повышение уровня качества образования и содействие развитию государства. В этой связи более чем уместно включение в Концепцию формирования национальной модели обеспечения качества образования в качестве важного стратегического направления. Мы считаем, что намеченные индикаторы не могут быть достигнуты без совершенствования системы государственного контроля и аккредитации.

Высока и понятна степень важности ставшей сегодня трендом третьей миссии университетов. Высшие учебные заведения, как очаги образования и культуры, всегда принимали активное участие в жизни каждого региона, в укреплении духовно-нравственного и социального воспитания населения региона. Эта традиция будет продолжена в рамках концепции «Открытого университета» и станет основой нравственного воспитания молодежи, открытого и прозрачного взаимодействия учебных заведений с обществом.

Одно из важнейших направлений деятельности вузов – обеспечение развития региона – в настоящее время становится все более важным. Известно, что сильная система образования в регионе позволяет решать социально-экономические проблемы и способствует повышению уровня жизни населения. Также высшее образование рассматривается как один из важнейших механизмов внедрения инноваций в экономику региона. Считаем, что без него невозможно интенсивное развитие экономики.

В этом плане Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет как крупный многопрофильный вуз западного региона участвует в удовлетворении потребностей образовательных, технических, гуманитарных отраслей региона в активных, инициативных, квалифицированных специалистах. Показатель трудоустройства выпускников университета составляет в среднем 80-85%. Ежегодно в рейтинге, проводимом НПП «Атамекен», образовательные программы бакалавриата входят в десятку лучших. Базой для проведения профессиональных практик и стажировок университета являются более 100 организаций Западного региона Казахстана. В настоящее время университет развивает международное сотрудничество на основе соглашений с 43 зарубежными вузами-партнерами из 13 иностранных государств. На основании договоров о сотрудничестве учебное заведение в настоящее время является членом нескольких консорциумов с зарубежными вузами и научными центрами. Стратегический план вуза направлен на выполнение основных стратегических целей Концепции развития науки и высшего образования на 2023-2029 годы.

Позитивные изменения в стране, инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым, ставят перед отечественными университетами важнейшую задачу: они должны стать не только академическими учебными заведениями, но и центрами формирования новых знаний и инноваций, обеспечить квалифицированными кадровыми ресурсами приоритетные сектора экономики.

Поэтому, руководствуясь приоритетными направлениями, изложенными в «Концепции развития науки и высшего образования в Республике Казахстан на 2023-2029 годы», призываем отечественные высшие учебные заведения превратить служение во благо страны своей основной миссией и принять активное участие в укреплении человеческого капитала Казахстана.

Туякбай Рысбеков,
доктор исторических наук, профессор, академик Высшей школы РК и Национальной Академии наук, председатель Попечительского совета Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале