«Ауылым – алтын бесігім» гласит казахский народ, что в переводе означает «родной аул – золотая колыбель». Действительно, села имеют огромное значение в нашей стране. Именно в селах зарождалась духовность, именно из сел вышли многие знаменитые бии, поэты и мыслители. В селах закладывался дух и неиссякаемый запас традиций и обычаев, которые мы чтим и храним по сей день.
В послевоенный период села кормили все крупные города большого советского союза. Со времен освоения целинных земель, на карте нашей страны появились многие населенные пункты, которые славились в дальнейшем по всей стране.
Сегодня поселки и села проживают не самые лучшие свои времена. Новые села не образовываются, а наоборот исчезают. За последние 10 лет в Казахстане количество сельских населенных пунктов сократилось с 6838 до 6256, или на 582 единицы. Были сокращены села с населением менее 50-ти человек и присоединены к близлежащим населенным пунктам.
На грани присоединения сегодня находится и поселок Жанакуш, расположенный в 20-ти километрах от районного центра. Образованный в 70-х годах, Жанакуш был одним из населенных пунктов, который был в числе первых по заготовке пшеницы, кукурузы, мяса и молока. Некогда востребованный, приграничный край, находится сегодня на грани исчезновения.
Из архивной справки можно узнать, что в 1941 году Кагановичевский сельский совет был укрупнен за счет территории Караубинского сельского совета. А в 1954 году центром Кагановичевского сельского совета стало село Самалык, позднее он был переименован в Жанакушский сельский совет. На основании решения исполкома Уральского областного Совета депутатов трудящихся в 1975 году из части земель «Кзылкульский» и «Чиликский» образовано райспецхозобьединение «Жанакушское». Центральной усадьбой райспецхозобьединения принято было считать село Жанакуш.
Спецхозобьединение закупал скот у населения в обслуживаемой зоне, осуществлял межобластные и межреспубликанские перевозки скота. Спецхозобьединение заключал договора с хозяйствами - поставщиками скота и концкормов, организовал их выполнение, проводил работу по повышению экономической эффективности производства мяса на промышленной основе.
Высшим органом управления спецхозобъединения являлось собрание уполномоченных. Уполномоченные в совхозах назначались приказом директора сроком на 3 года с правом решающего голоса. Открытым голосованием избирался сроком на 3 года Совет спецхозобьединения в количестве, определяемом собранием уполномоченных, с учетом представительства в Совете каждого хозяйства, входящего в кооперацию по доращиванию и откорму крупного рогатого скота. О своей деятельности Совет спецхозобьединения отчитывался перед собранием уполномоченных.
В 1997 году решением акима «Жанакушское» спецхозобьединение было преобразовано в АО «Самалыксай».
Возведенный посреди степи, между водоемами совхоз с новыми домами, школой, клубом и другими социальными объектами, Жанакуш проживал свой расцвет. Начиная со времен своего образования специального хозяйственного объединения, жители проживали свои лучшие годы, вспоминают коренные жители села Жанакуш. Работа кипела, приезжали новые люди и создавали семья – жизнь начала налаживаться.
Оразалы Едерисов прожил в селе Жанакуш 46 лет и вспоминает, что село в те годы было одним из передовых и развитых на тот момент.
- Мое детство и вся сознательная жизнь прошла на жанакушской земле. Родился я в 5-ти километрах от поселка Жанакуш в селе Сага, где прожил 19 лет. На тот момент в Саге проживало не так много людей, но все выращивали скот и занимались хозяйством. В 1964 году после окончания курсов тракториста, я переехал жить в Жанакуш, откуда началась моя трудовая деятельность. Когда образовалось Жанакушское отделение, из Украины приехал возглавлять его Николай Филипович Зинченко. В те годы отделение было полностью механизированным. На фермах была проведена вода, навоз отчищали машинами. В летнее время я работал в полях, а в зимнее – скотником. В Жанакуше занимались и скотоводством и земледелием. На полях выращивали пшеницу, кукурузу и овощи. В поселке Сага функционировала свиная ферма. Когда образовался спецхоз, возглавлял его Амангельды Ахметвалиевич, который так же показал себя как хороший руководитель, - говорит Оразалы Едиресов.
Сегодня Оразалы Едиресов проживает со своей семьей в Чингирлау и ему совсем не хочется возвращаться в полупустой поселок.
- Сегодня я даже не хочу туда ездить лишний раз. У меня душа разрывается, когда я вижу пустующие дома и разваливающийся поселок. От того Жанакуша, который я знаю, ничего не осталось. Лучше уже пусть только теплые воспоминания остаются со мной, - делится пенсионер.
Не так давно в селе закрылась школа, и дети сегодня обучаются в райцентре. А ведь когда-то в селе дети обучались все 11 классов. Медицинский пункт так же закрыт и требует капитального ремонта. Мобильная сеть в селе так же отсутствует. Местные жители пользуются соседним российским интернетом, который ловит лучше, чем казахстанский.
Как говорят коренные жанакушцы, когда-то их село насчитывало 281 двор, сегодня же с трудом можно насчитать и 20 жилых дома. По официальным данным на данный момент в селе прописаны 69 человек, но многие из них уже давно готовятся к переезду.
Местные жители Саламат и Менсулу Китаровы поделись, каково же им живется в полупустом поселке.
- И я, и супруг родились и выросли здесь. Сейчас мы занимаемся разведением скота. Сегодня в поселке проживают только пожилые люди и те, кто занимается разведением скота. С каждым годом село становится не пригодным для нормального проживания. За последние годы очень много людей перебрались в города или районный центр. Кто будет здесь жить, если ни школы, ни больницы нет. А без школы и больницы жизни в селе нет. В ближайшее время мы также планируем переезжать в город Актобе. Дети наши уже выросли, и делать в селе больше нечего, - говорят супруги Китаровы.
В селе остались жить лишь сторожилы и скотоводы. Супруги Мухамбета и Набиры Канафиных всю жизнь прожили в Жанакуше. Сейчас они находятся на заслуженном отдыхе и пока не собираются никуда уезжать.
- Мы всю свою жизнь прожили здесь. Здесь прошла наша молодость, здесь выросли наши дети. Пока у нас есть возможность работать и трудиться, уезжать мы никуда не хотим. С каждым годом село умирает, несмотря на все проведенные коммуникации. Люди уезжают, хотя место здесь хорошее. Сейчас мы разводим скот, делаем из молока сметану, молоко, айран, творог. Все необходимые продукты у нас свои, да и райцентр находится рукой подать. Мы с супругой считаем, что где родился, там и пригодился, - говорят супруги Канафины.
Разъезжаясь по разным сторонам люди оставляют после себя лишь руины когда-то жилых домов. Отголоски хорошей жизни, в лице голых стен и черных глазниц окон пустующих домов и ферм находятся повсюду. Одно из самых живописных мест района сегодня больше напоминает крестьянскую точку, где несколько хозяйств разводят крупный и мелкий рогатый скот. Да, жанакушская земля все так же славится своей природой и изобилием рыбы в плотине, разведением элитного крупного рогатого скота, но только с каждым годом жизни в ней становится все меньше. К большому сожалению, таких сел как Жанакуш сегодня, по Чингирлаускому району с каждым годом становится больше.
Печально, что сегодня села потеряли бывалое величие и превращаются в отдельные крестьянские точки. Для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в умирающие села, аксакалы района говорят, что необходимо вновь возрождать целину и обеспечивать народ высокооплачиваемой работой. Тогда и жизнь возвратится в сельскую местность.
Екатерина Кива,
Чингирлауский район