Многие читатели интересуются этим вопросом. А вот что сообщают в ФСМС (fms.kz): с этого года Фонд социального медстрахования начал заключать прямые договора со стоматологическими клиниками на оказание услуг за счет ОСМС. Раньше это делали через поликлиники. Мы решили разобраться, что же изменилось.
По данным ФСМС, в самом процессе оказания стомпомощи ничего не изменилось, для пациентов все осталось по-прежнему. Изменился лишь метод контрактирования, то есть заключения договоров. Если до этого года стоматологические клиники оказывали медуслуги по субподряду (клиники заключают договоры между собой), то с 1 января этого года Фонд напрямую заключил договоры с этими клиниками, чтобы осуществлять эффективный контроль объемов и мониторинг качества оказываемых услуг. То есть, теперь стомклиникам нужно самостоятельно отслеживать, сколько услуг они уже выполнили и сколько осталось по договору с фондом. Раньше этим занимались поликлиники по месту прикрепления человека и им, учитывая большую нагрузку, было достаточно тяжело контролировать этот процесс. В связи с чем, к сожалению, имелись прецеденты, когда пациентам просто «приписывались» медуслуги, которые они на самом деле не получали. При проведении мониторинговых мероприятий Фондом зачастую в меддокументации обнаруживались данные о приемах, которые по факту люди не проходили.
«Кому сегодня доступна стоматологическая помощь?»
Ответ ФСМС:
«Стоматологические услуги в системе ОСМС (то есть бесплатно) доступны не всем, а только отдельным социально уязвимым категориям населения. Например, плановую стоматологическую помощь могут получать только дети и беременные женщины. Экстренную, когда есть острая боль, могут получать 10 категорий граждан, в числе которых также есть дети и беременные, пенсионеры, люди с инвалидностью и ухаживающие за ними неработающие, в том числе за детьми с инвалидностью или имеющими инвалидность
I группы, пациенты с социально значимыми и инфекционными заболеваниями, многодетные матери, получатели АСП и другие.
«Имеет ли значение прикрепление к той или иной медорганизации при получении стоматологических услуг и могут ли стомклиники требовать прикрепления к «своим» поликлиникам?»
Ответ ФСМС:
«Нет. Сейчас в соцсетях мелькаютпосты от стоматологических клиник, что якобы Фонд сократил им финансирование и, в связи с этим, услуги будут предоставляться в ограниченном количестве или только определенной категории граждан, прикрепленным в указанную стомклиникой поликлиническую организацию, в противном случае предлагается получить помощь на платной основе. Эта информация не соответствует действительности. В Фонд поступает достаточно много жалоб по этому поводу, меры принимаются».
«Нужно ли получать направление из поликлиники для получения стоматологических услуг?»
Ответ ФСМС:
«Направление из поликлиники не требуется. Главное, чтобы пациент входил в одну из категорий получателей стоматологической помощи в ОСМС и имел медицинские показания».
«Требуется ли статус застрахованности для получения стоматологических услуг за счет ОСМС?»
Ответ ФСМС:
«Здесь работает такой же принцип, как и с другими медуслугами по ОСМС. Статус нужен обязательно».
«Какие стоматологические услуги можно получить за счет ОСМС?»
Ответ ФСМС:
«На самом деле перечень очень большой. Если говорить профессиональным языком, то стоматологические клиники предоставляют консультативно-диагностические услуги и манипуляции на амбулаторном уровне. Тут можно получить пломбирование, удаление, обезболивание. Также в ОСМС детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области на амбулаторном уровне устанавливается ортодонтическая пластинка. Если у пациентов есть показания для получения стомпомощи в стационарных условиях, то она также будет оказана в соответствии с протоколами диагностики и лечения заболеваний и Стандартом организации оказания стомпомощи в РК».
«Можно ли самостоятельно выбрать стоматологическую клинику?»
Ответ ФСМС:
«Можно, только перед обращением обязательно нужно уточнить, является ли эта клиника поставщиком Фонда социального медицинского страхования. Перечень поставщиков можно посмотреть на официальном сайте fms.kz или спросить в самой клинике».
«Предусмотрена ли сегодня стоматологическая помощь в поликлиниках, и кто туда может обращаться?»
Ответ ФСМС:
«В поликлиниках, где есть соответствующее оборудование и специалисты, также можно получить стоматологическую помощь. И здесь ее получить могут не только прикрепленные в эту поликлинику граждане, но и те, кто прикреплен в другом месте. Для этого нужно записаться на прием через регистратуру».
«Что делать, если пациенту отказывают в стомуслугах за счет ОСМС или предоставляют помощь не в полном объеме?»
Ответ ФСМС:
«В этом случае нужно обратиться в Службу поддержки пациентов данной клиники, в Фонд медстрахования – через мобильное приложение Qoldau 24/7 или по короткому номеру 1406».
Галина Каренских,
zhaikpress.kz