Выступая перед депутатами, вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев отметил, что при разработке законопроектов приняты во внимание результаты анализа и мониторинга обращений граждан, предложения общественных институтов по защите прав потребителей, итоги социологических исследований, а также международный опыт.
По словам вице-министра, законопроектом предлагается изменить действующий четырехступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.
«Напомню, на первой ступени потребителю нужно обратиться на прямую к предпринимателю с претензией о нарушение его потребительских прав. Если переговоры не увенчались успехом, и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан», - пояснил Кайрат Балыкбаев.
Законопроектом предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.
Кроме того, предлагается ввести институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.
Предлагается также распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта.
Законопроектом предусматривается введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, в пределах указанного выше.
Отдельная норма касается онлайн торговли. Говоря об этом, вице-министр отметил, что за 6 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличилось на 411% (4795 шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (937 шт.). Учитывая это, законопроектом предлагается закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также прировнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров к «торговым объектам». Это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса.
Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, законы о транспорте, туристской деятельности, регулировании торговой деятельности, о доступе к информации и о естественных монополиях.
После презентации вице-министр ответил на вопросы депутатов Мажилиса и других участников заседания. В ходе обсуждения прозвучали различные мнения и предложения депутатов и представителей общественности, которые будут рассмотрены в рабочей группе во главе с депутатом Муратом Абеновым.