4.07.2022, 10:31
Просмотры: 202

Цены растут – что делать?

Ответить на этот вопрос затрудняются почти все госведомства, которые вроде и призваны участвовать в ценовой стабилизации, но как это сделать, пожалуй, четко не представляют. Большинство товаров мы завозим из стран СНГ, в частности – из соседней России при том, что курс рубля по отношению к тенге близится уже к рекордным 9-ти. Мало того, что РФ ввела временный запрет на экспорт сахара, из-за чего и возник его дефицит, и стоимость резко взлетела вверх, так еще и повсеместно растут мировые цены буквально на все продукты. А вот выращивать и производить свое, чтобы покрывать весь потребительский рынок, у нас как-то не получается.

img_20210410_071835

– В настоящее время наблюдается тенденция роста цен на продовольственные товары на мировом рынке, – обратился на недавнем совещании в облакимате к представителям госучреждений, а также региональной Палаты предпринимателей «Атамекен», ОЮЛ «Ассоциации производителей ЗКО «Заман», Общественного совета ЗКО, депутатам областного маслихата и предпринимателям первый заместитель акима области Арман Утегулов. – Учитывая, что мы являемся его частью, а также санкционные ограничения в отношении нашего крупного торгового партнера (РФ), увеличились цены на продовольственные товары. Наша задача – стабилизация стоимости продовольствия, которое производят в нашей области. Мною было дано поручение по заключению меморандумов между товаропроизводителями и торговыми сетями по реализации продовольственных товаров с минимальной наценкой (не более 15%).

По словам старшего прокурора управления по защите общественных интересов облпрокуратуры Айбека Асылбекова, проверка на территории местных рынков показала устойчивый рост розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания по сравнению с их пороговыми значениями на второй квартал. Например, при пороговой цене на сахар по цене 307 тенге, его продажа на рынке «Алтын Алма» начинается от 600, на «Мирлане» – от 550 и «Ел Ырысы» – от 650 тенге. Аналогичная ситуация наблюдается по всем социально-значимым продовольственным товарам. Немаловажным фактором является отсутствие у многих оптовиков и розничных продавцов накладных и других документов на реализуемые товары, что препятствует обоснованности цен на продукты. В результате это приводит к почти двойному завышению цены на прилавках для конечного потребителя.

Жанна Беккалиева, и.о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО сообщила, что чаще надбавка на социально значимые продовольственные товары не превышает 15%, а на прочие доходит до 23%.

– В этой связи необходимо предусмотреть прямую поставку товаров и рассмотреть возможность снижения надбавки на 5-7%, – сказала она. – На сегодняшний день заключены меморандумы с торговыми сетями «Лидер». В «Анваре» и «Дине» документ рассматривается на уровне головного офиса. Вместе с тем, был получен отказ от «Алтындара», хотя мы надеемся, что социальная ответственность и поддержка местных товаропроизводителей все-таки будет проявлена …

Спикер отметила, что местными исполнительными органами на еженедельной основе проводится мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары. По некоторым позициям имеются большие расхождения между ценами оптовых реализаторов и в торговых сетях с учетом НДС и надбавки. К примеру, цена картофеля у оптовиков составляет 170-175 тенге/кг, а в «Алтындаре» он реализуется по 308-320. При условии, что картофель был приобретен по цене 170 тенге, НДС (12%) будет составлять минимум 20,4 тенге и торговая надбавка – (15%) 28,6 тенге. При таком раскладе итоговая сумма составит 219 тенге.

– Так что разница между ценой розничной реализации и издержек торговой сети доходит до 89 тенге, – подчеркнула Жанна Беккалиева. – Это говорит о том, что между оптовым реализатором и торговой сетью присутствует посредник, который имеет маржу до 89 тенге за кило. И это при том, что данная продукция закупается в черте Уральска, значит – и транспортные расходы минимальные. Такой же товар, закупленный у местных поставщиков по аналогичной цене, реализуется в других сетях значительно ниже. К примеру, в «Анваре» картофель продается по 218 тенге/кг. И в данную сумму включаются все расходы (НДС, логистика, надбавка и другие). Цены на продовольственные товары имеют большую социальную значимость для нашей области, поэтому торговым сетям и предлагается рассмотреть возможность их закупа у товаропроизводителя и оптового поставщика напрямую, без посредников, организовав доставку по своим сетям.

Слайд по ценам-3 копия

Присутствующие сошлись во мнении, что для насыщения рынка местной овощной продукцией необходимо поддерживать, прежде всего, уральских дачников. Руководитель Центра оптовой торговли «Алтын Алма» Александр Елькин предложил организовывать вдоль дорог мини-рынки, чтобы торговать овощами, фруктами и ягодой. Однако для того, чтобы садоводы-огородники, большинство из которых пенсионеры, смогли наращивать рынок, необходимо создать хорошие условия: отремонтировать дачные дороги, провести в садоводческие общества электричество, подключить интернет. Айгуль Туркина – директор ОЮЛ «Ассоциация производителей ЗКО «Заман» и представитель мониторинговой группы заметила, что закупочные цены на продукты питания, овощи меняются практически ежедневно - значит, и проверка маржи должна происходить на момент поступления товара, иначе цены так и будут прыгать. Кроме того, одни торговые сети закупают товары у местных производителей, другие – везут из Актобе, что тоже влияет на их ценообразование.

– Социально значимый товар у нас как-то разбросан, во многих магазинах отсутствуют и вывески с его обозначением, – рассказала она о мониторинге. – Из четырех торговых точек, мы встретили такую табличку только в «Лидере», а ведь эти товары, особенно местного производства, должны быть на виду. Цены довольно высокие на овощи, сахар, который мы вообще увидели только опять же в «Лидере». В супермаркете «Дина», по словам администратора, в день уходит до полтонны сахара. Почему-то расфасованной муки мониторинговая группа не увидела, она была только в мешках. Килограмм 1-го сорта на момент нашего посещения выходил на 240 тенге, хотя ранее ее продавали и по 200… Вообще очень мало отечественных товаров. Складывается такое впечатление, что заходишь в магазин, в котором представлена торговая линейка всех стран постсоветского пространства, кроме нашей.

Слайд по ценам-5 копия

В ходе совещания выяснилось, что сельхозярмарки сейчас в Уральске не проводятся. Как сообщили специалисты горакимата, их организация является затратной, потому было принято решение передать эту нишу в конкурентную среду посредством конкурса.

– И когда это будет? – обратился А. Утегулов к работникам городского отдела предпринимательства. – Пока конкурс состоится, и зима наступит. А у нас кило помидоров чуть ли не 2000 тенге стоит. Это что за овощи такие? Не может быть 30-40% надбавки на товар. Давайте сообща принимать меры! У нас Акжаикский район просит места для торговли по Уральску, нужно определиться, оповестить через сайт население, где можно и по какой цене купить товары местных сельхозпроизводителей…

Вызывает опасение, что пока органы власти будут раздумывать, как обуздать цены, последние в связи с ростом курса рубля и прочим проседанием экономики в свете последних мировых событий так взвинтятся, что прочный средний класс окажется за чертой бедности. А вот что по этому поводу сказал на днях на пленарном заседании депутат Мажилиса Аманжан Жамалов, который «логикой и разумом» не может понять, что происходит с курсом тенге:

– Курс рубля укрепился почти до 9-ти. За последние три месяца по отношению к тенге рубль подорожал на 50%, соответственно подорожал на 50% и весь российский импорт. Напомню, РФ – это основной импортер для Казахстана. Половина всего импорта продовольствия приходится на Россию. Она также является ключевым поставщиком строительных материалов, мебели, одежды, обуви. Для нас крепкий рубль означает рублевую инфляцию на критически важные импортные товары.

По его словам, свободное перемещение рубля приводит к тому, что россияне открывают счета в казахстанских банках, обменивают их на тенге, затем на доллары, и выводят за рубеж. Отдельные банки стали делать на этом целый бизнес. В итоге доллары и товары вывозятся, а в Казахстане остаются рубли. В качестве решения проблемы мажилисмен предложил ряд действий, которые должен предпринять Нацбанк. В их числе ограничения на вывод капитала в долларах или евро для иностранных граждан, конвертирующих рубли в другую валюту, а также – на покупку и продажу российских рублей обменными пунктами. С учетом особенностей формирования курса рубля на российском рынке необходимо принять меры для формирования специального расчетного курса к тенге. Возымеют ли эти слова действие или так и останутся гласом вопиющего в пустыне, узнаем в скором времени, когда будем разглядывать ценники на завозимые товары и прикидывать, от каких продуктов приходится отказываться из-за их дороговизны.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале