Автодороги, связывая между собой все компоненты транспортно-логистического комплекса, напрямую влияют на развитие районов области и страны в целом. Поэтому от качественных дорог зависит практически жизнь человека. Протяженность местной сети автомобильных дорог Западно-Казахстанской области составляет 5082 км. За последние три года в регионе построено и отремонтировано свыше 1050 км автодорог всех значений на сумму свыше 100 миллиардов тенге.
Hа начало 2021 года доля автомобильных дорог в ЗКО в хорошем и удовлетворительном состоянии была равна 34% или 1728 км. По государственной программе «Нұрлы жол» ежегодно строятся сотни километров дорог республиканского, областного и районного значения. В 2019 году началась реализация государственной программы по поддержке и улучшению благосостояния сельской местности «Ауыл – Ел бесігі», где, помимо других задач, предусмотрен ремонт и строительство внутрипоселковых дорог. За время реализации программы в сельских населенных пунктах отремонтированы 82 км улично-дорожной сети. Также по программе «Дорожная карта бизнеса» за последние два года в областном центре отремонтированы 17 улиц и еще 11 улиц в селах районов. В текущем году запланированы 13 проектов по данной программе. По итогам прошлого года отремонтированы 192 км дорог местного значения, 79 км дорог областного значения на сумму 8,5 млрд тенге, 113 км дорог районного значения на сумму 6,1 млрд тенге.
Все по плану
Согласно разработанному комплексному плану развития Западно-Казахстанской области на 2021-2025 гг., предусмотрено поэтапное увеличение доли автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии. Для достижения этой цели до 39%, в текущем году ведутся ремонтные работы на дорогах протяженностью более чем 165 км на сумму 11,2 млрд тенге. Проводится реконструкция, капитальный и средний ремонт автомобильных дорог по 34 проектам: 3 реконструкции – 18 км; 31 проект по капитальному и среднему ремонту – 147,7 км. Также по внутрипоселковым дорогам идет строительство, реконструкция и ремонт 32 км дорог на 3,5 млрд тенге в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» в Бурлинском, Жанибекском, Каратобинском, Сырымском, Бокейординском, Жангалинском, Чингирлауском и Казталовском районах. Еще реализуются 2 проекта по программе развития моногородов в Бурлинском районе протяженностью 5,4 км на сумму 706 млн тенге.
В этом году завершается реализация программы «Дорожная карта бизнеса-2020», в рамках которой по переходящим объектам с прошлого года продолжается реконструкция и ремонт 14,9 км автодорог улично-дорожной сети на 1,3 млрд тенге, из которых 6 км внутрипоселковых дорог в 5 районах области (Казталовский, Каратобинский, Теректинский, Сырымский, Бәйтерек). По г. Уральску планируется завершить ремонт улично-дорожной сети 13 переходящих проектов протяженностью 27,2 км на сумму 2,25 млрд тенге.
Капитальные дорожные работы проводятся в благоприятный для этого период, поэтому в конце осени процесс укладки асфальтового покрытия подходит к завершению. На проведение дорожных работ влияет и сезонность, и погодные условия. Например, на участке автомобильной трассы Барбастау – Акжаик – Индер еще продолжаются строительные работы, дорожникам осталось проложить буквально 2-3 км нового асфальта и план на 2021 год будет выполнен. За качество этого участка дороги отвечает строительная компания «Uniserv», которая взяла на себя обязательства по реконструкции 50 км автомобильной трассы, соединяющей Западно-Казахстанскую и Атыраускую области.
– Проект рассчитан на три года, в этом году по плану 165 км дорог местного значения подлежат ремонту, из них вот эта трасса, в частности. На сегодняшний день ведутся работы по укладке мелкозернистого асфальта. Генеральный подрядчик проекта ТОО «Uniserv», работы ведутся в соответствии с технологиями, под контролем со стороны технадзора, авторского надзора. Трасса имеет большое социальное значение для населенных пунктов, расположенных вдоль дороги. По завершению строительства будет полностью решен актуальный вопрос по дорогам для восьми сел с населением около 3 тысяч человек. Сейчас дорожные работы ведутся в районе села Шагатай в 110 км от областного центра. В целом, планируется в 2021 году отремонтировать 311 км дорог разного значения, на 85% запланированные работы выполнены, – подчеркнул руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Западно-Казахстанской области Бауыржан Айтмагамбетов.
В первую очередь, дорога зависит от качественных проектов, поэтому в будущем управление планирует открыть отдел по проектированию дорог, где будут востребованы опытные кадры дорожной отрасли, именно по проектированию, строительству автомобильных дорог, изготовлению проектно-сметной документации.
– В рамках государственного заказа ТОО «Uniserv» осуществляет реконструкцию проекта автомобильной трассы Барбастау – Акжаик – Индер 43-93 км протяженностью 50 км. Стоимость проекта – 6,5 млрд тенге, выделено на этот год – 1,6 млрд тенге, на которые планируется построить 15 км дороги. Работы ведутся по плану. На участке работают порядка 70 единиц различной техники, 50 работников, из них 30 человек из числа местных жителей близлежащих сел Шагатай и Акжаик. Работы будут завершены в 2023 году, – рассказал заместитель генерального директора ТОО «Uniserv» Жаскайрат Габбасов.
Качество дорог на первом месте
Еще на этапе разработки и проектирования идет усиленный контроль со стороны заказчика, общественных представителей над объектами, который продолжается и во время строительно-монтажных работ, а также в момент сдачи дорожного полотна в эксплуатацию. В этом плане не менее важную роль играет Экспертная группа, созданная по инициативе дорожного управления. В состав комиссии входят руководство и специалисты управления автомобильных дорог, представители областного филиала РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов», подрядных и проектных организаций. Главная ее цель – достижение эффективности при проектировании путем предварительного анализа проектов, проверки целесообразности, выявление и недопущение ошибок.
– Как уже говорили, качество выполняемых работ находится на контроле подрядной организации, технического, авторского надзора, заказчика, поэтому с 2019 года подписан договор с филиалом РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО об оказании услуг экспертизы качества работ и материалов. Для оказания соответствующих услуг в 2021 году между филиалом и управлением заключен договор на сумму 100 млн тенге, в рамках которого осуществляется мониторинг дорожных объектов, – пояснил и.о. директора филиала «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО Заурбек Кипшакбаев.
Также управлением совместно с акиматами г. Уральска и районов сформирован список общественных представителей из числа жителей для контроля за ходом ремонта всех объектов. К примеру, житель села Шагатай, ветеран труда Саткан Мукашев наблюдает за ходом строительства и отмечает, что сельчане давно ждали ремонта дороги, в селе есть все условия для комфортного проживания, газ, свет, вода, но хорошие дороги играют важное значение для развития села.
– Мы видим, что работа не прекращается ни на день, рабочие строили днем и ночью в летнее время. Рады, что и для местных нашлась сезонная работа. С нетерпением ждем окончания проекта, чтобы ездить в областной центр по новой дороге, – сказал ветеран.
Заказчиком организовываются совместные выезды на объекты во время работы и сдачи в эксплуатацию. Кроме того, со стороны общественного представителя проводится постоянный визуальный контроль качества выполняемых и выполненных работ. В случае выявления со стороны общественного представителя замечаний по качеству ремонта или строительных материалов, дефектов в работе, он может уведомить заказчика посредством телефона или электронной почты при возможности с приложением фото- и видеоматериалов, после чего заказчиком проводится оценка замечаний и при необходимости организовывается работа по их устранению. Общественные представители есть в 11 районах области.
– С июня на этом участке трассы начались строительные работы. Согласно заключенному плану работы по экспертизе качества дорог, совершили 14 выездов, отобрали около 100 дорожно-строительных материалов. В 10% проб были несоответствия стандартам, в частности, по земельному полотну, когда осуществлялись грунтовые работы, все замечания и недочеты устранены. Сейчас мы берем пробы по асфальту, щебню, проверяем состав дорожной смеси для укладки дороги, – рассказал инженер филиала «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО Даурен Амиров.
На территории вахтового городка, где проживают рабочие, функционирует передвижной асфальтовый завод, производящий свыше 150 тонн в час дорожно-строительной смеси. На заводе работают 6 человек.
– Работаю в компании более 11 лет, начинал с рабочего, был мастером участка. Строил дорогу Чапаево – Жалпактал – Казталовка, работал в Алматы какое-то время на трассе Западная Европа – Западный Китай, потом вновь вернулся на родину. На этом проекте мы работали в две смены, сейчас завершаем план. При хорошем темпе работы, когда позволяют погодные условия и нет задержек с доставкой строительных материалов, можно прокладывать до километра дорог в сутки. Наша работа нелегкая, но очень нужная, испытываешь особую гордость, когда едешь по хорошей дороге и знаешь, что это твой вклад, частичка твоего труда. Хотелось бы, чтобы больше приходило молодежи в строительную отрасль, именно по строительству дорог, применяли бы новые технологии в дорожной отрасли, улучшали качество дорог, – пожелал руководитель проекта «Барбастау – Акжаик – Индер» Ермек Хаирсапиев.
Технологии новые, проблемы старые
На сегодняшний день автодороги областного и районного значения протяженностью 3354 км находятся в неудовлетворительном состоянии и имеют гравийно-щебеночное покрытие. Для улучшения состояния покрытия, с переводом на асфальтобетонное, проводится средний ремонт дорог методом ресайклирования с добавлением новых материалов. Как известно, дорожная одежда состоит из нескольких слоев – песчанно-гравийная смесь (ПГС), слой из щебня и два слоя асфальтобетонной смеси. Межремонтный срок после капитального ремонта составляет 7 лет.
К примеру, стоимость 1 км капитального ремонта дороги составляет 150-190 млн тенге, 1 км среднего ремонта дороги стоит 65-90 млн тенге, при этом средний ремонт подразумевает ремонт покрытия или обновление дорожного покрытия. В связи с отсутствием щебня в регионе, который доставляется из соседней Актюбинской области, где стоимость среднего ремонта дорог – 30-40 млн тенге, цены на ремонт дорог в ЗКО в разы дороже. Чтобы хоть как-то удешевить стоимость среднего ремонта, сейчас в регионе используются несколько вариантов.
Во-первых, проводится средний ремонт с использованием новых технологий без применения щебня. На основание из грунта подбирается оптимальная смесь из ПГС, грунта и стабилизатора грунта, затем после обработки битумной эмульсией укладывается один слой асфальтобетонной смеси.
Во-вторых, проводится инвентаризация автодорог, в ходе которой определяются неинтенсивные участки автодорог ІV технической категории (ширина 6 м) для дальнейшего перевода их в V категорию, при этом ширина покрытия составит 4,5 м. Применение данной технологии и перевода категории также позволяет снизить стоимость ремонта на 25-30%.
– Технологии применяются успешно, но в дорожной сфере остро стоит вопрос с кадрами. Существует нехватка механизаторов, инженеров, водителей, операторов катков, асфальтоукладчиков. В нашей области не готовят специалистов именно дорожной отрасли, поэтому мы проводим профориентационную работу в школах, организовываем встречи специалистов со школьниками. Несмотря на высокую зарплату, найти специалиста, ведущего спецтехнику, с каждым годом становится все сложнее. Все это является сдерживающим фактором в сфере дорожного строительства региона, – отметил Б. Айтмагамбетов.
Грейдерист Николай Краснятов в дорожной отрасли работает уже больше 30 лет, знает свою работу «от и до».
– От нашей работы, можно сказать, зависит все качество дороги. Сначала едут бульдозеры, снимают дорожный слой, потом мы приступаем к выравниванию полотна. От того, насколько мы правильно сделаем свою работу, зависит дальнейшая работа дорожников. Работаем с утра до вечера круглый год, работы хватает. Летом строим дороги, зимой чистим их от снежных заносов, ото льда. Молодежь сейчас неохотно идет работать на дорогу, труд не из легких, но зарплата нормальная, техника новая, летом в кабине кондиционер, зимой печка работает. Считаю, что в любом деле надо начинать работать с азов, чтобы стать специалистом в своей отрасли. Лично я сам обучил уже порядка 6 специалистов тонкостям нашего дела, которые сейчас трудятся, зарабатывают деньги, строят дороги, – высказал свое мнение Н. Краснятов.
Согласно Комплексному плану развития строительства и ремонта автомобильных дорог до 2025 года планируется привести в надлежащий вид 95% дорог в регионе. Дороги для села – это стимул для развития инфраструктуры, социально-экономических показателей населения. Поэтому вопросы строительства, капитального ремонта автомобильных дорог, дорог общего пользования должны быть всегда на контроле общества.
В рамках государственного заказа ТОО «Uniserv» осуществляет реконструкцию проекта автомобильной трассы Барбастау – Акжаик – Индер 43-93 км протяженностью 50 км. Стоимость проекта – 6,5 млрд тенге, выделено на этот год – 1,6 млрд тенге, на которые планируется построить 15 км дороги. Работы ведутся по плану. На участке работают порядка 70 единиц различной техники, 50 работников, из них 30 человек из числа местных жителей близлежащих сел Шагатай и Акжаик. Работы будут завершены в 2023 году.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz