16.04.2021, 10:32
Просмотры: 468

Глаз да глаз: нужен за детьми и не только новорожденными!

С начала пандемии в детском травмпункте уменьшилось количество школьных травм, зато стали чаще встречаться ожоги среди маленьких детей. Были случаи, когда малышей буквально с рук роняли в казан с кипящим бульоном для бешбармака. Специалисты областной детской больницы рассказали, с какими травмами к ним попадают дети.  

ExternalLink_shutterstock_453081184

Весна и грядущее лето для детских травматологов и нейрохирургов – горячая пора. Большую часть своего времени детвора проводит на свежем воздухе, а врачей настигает круговорот ушибов и переломов рук и ног, сотни рентгеновских снимков в неделю, череда черепно-мозговых травм. Как рассказал детский травматолог-ортопед областной детской многопрофильной больницы Марат Жумабаев, пандемия сказалась на характере травм среди детей.

– Количество детей, которые поступают в травмпункт, ежегодно увеличивается на 200-300 человек, – отмечает специалист отделения травматологии, рассчитанного на 30 коек. – Самый критичный возраст, когда дети больше всего подвержены травмированию, составляет от 3 до 7-14 лет. В основном, это ушибы, переломы. Количество школьных травм на дистанционном обучении, конечно, уменьшилось, зато увеличилось число бытовых.

До 7-8 тыс. в год – все это только мелкие травмы. Специалисты говорят, единственная причина – беспечность родителей, так как травмирование чаще всего происходит дома в присутствии близких.

– Если уж вы родили ребенка, будьте добры смотреть за ним и довести его до 17-18 лет, – призывает доктор. – Когда начинаешь родителям это объяснять, они еще и препираются, мол, дети непослушные, сами виноваты. Поэтому в нашем деле все упирается, прежде всего, в культурное воспитание населения.

По словам травматологов, в прошлом году, когда многие ушли на локдаун и сидели семьями дома, зачастую зазывая гостей, возросло число ожогов среди совсем маленьких детей.

–  С ожогами очень много сейчас поступает, на пять коек всегда больше восьми ожогов,  – рассказывает Марат Жумабаев. – Как началась эпидемия коронавируса, так застолья пошли. А дома маленькие дети бегают туда-сюда, потом падают на горячую сурпу. Были случаи, когда с рук мамы даже роняли маленьких детей в кипящий казан. Это просто наказание какое-то! В тяжелых случаях все может закончиться весьма печально, вплоть до летального исхода. И такое было… Поэтому за детьми нужно следить, закрывать двери на кухню, обязательно кто-то из взрослых должен находиться рядом с плитой, на которой все кипит, ведь ребенок все равно туда побежит!

Пересадка при ожогах является единственным шансом полного выздоровления, в частности, при поражении кожных покровов на большой площади, особенно на лице или других видимых участках. В отделении травматологии ожогами занимаются ожоговые хирурги – комбустиологи. По их словам, послеожоговые рубцы дают серьезные осложнения, поэтому лечить детей приходится долго. Дети месяцами лежат в больнице и терпят невероятную боль с 3-4 степенью поражения. В месяц проводится около 20 операций по пересадке кожи.

По словам специалистов, нынешней зимой, когда продолжительное время стояли сильные холода, было немало случаев обморожения среди подростков. Врачи отмечают, что нередко случались обморожения лодыжек. Виной тому новая мода на ношение укороченных брюк, под которые мальчишки и девчонки сейчас ничего не надевают, щеголяя на морозе с голыми щиколотками. В результате случаются серьезные обморожения.

Если в зимнее время из детского травмпункта в месяц выписывают по 70-80 человек, то в теплое время года график медицинских работников уплотняется, и этот показатель обычно доходит до 150.  Больше становится ушибов, переломов, уличных черепно-мозговых травм, с которыми каждый день поступают по 5-6 детей. Как отмечает детский нейрохирург Ескелди Жокенов, часто поступают дети с сотрясением головного мозга, что тоже является результатом падения.

– Зачастую малыши падают с кроватей, диванов, выпадают из рук родителей, ударяясь головой, – говорит специалист. – Потом появляется головная боль, головокружение, тошнота и рвота – все это клиника сотрясения. При таких симптомах мы госпитализируем ребенка. Сотрясение головного мозга – самая легкая степень черепно-мозговой травмы, дальше уже идут ушибы, переломы с кровоизлиянием в мозг.

По словам нейрохирурга, маленькие дети (до 11 месяцев) легко переносят ЧМТ за счет родничка, который еще не закрылся. А вот когда кость полностью зарастает, и родничок закрывается, при черепно-мозговых травмах у детей появляется такая же симптоматика, как и у взрослых с сильной головной болью.

– Если ребенок поступает с переломом черепа, то это уже ушиб головного мозга, за которым идет кровоизлияние, – поясняет Ескелди Жокенов. – Кровью из кости заливает мозг, который отекает. Если перелом черепа без гематомы (кровоизлияния в мозг), лечим консервативно. При вдавливании, когда кость уходит внутрь, проводим трепанацию черепа и убираем гематому. В течение полугода ребенок ходит с костным дефектом. Потом при помощи шурупа вживляем титановую часть в череп, чтобы закрыть его. Ведь с «открытой» головой очень рискованно ребенку ходить…

По данным медиков, за минувший 2020 год на базе областной детской больницы было проведено около 40 таких операций. Проводят детские нейрохирурги и такой сложнейший вид онкологических операций, как удаление опухоли головного мозга. Специалисты отмечают, к сожалению, и у детей встречаются злокачественные опухолевые образования.

– Нередко бывает так, что ребенок упал, получил травму, а родители начинают оттягивать время, водят его по целителям, – говорит Марат Жумабаев. – Потом поступают к нам уже в тяжелом состоянии. Ведем на рентген, а там перелом и уже серьезный воспалительный процесс. Вроде бы на дворе 21-й век, корабли у нас в космос летают, а родители все бегают по бабушкам, которые к медицине не имеют никакого отношения. Помню, раньше с молодыми родителями работали общественные советы, профкомы. Даже на крупных предприятиях было прицельное внимание к здоровью специалистов и их детей. Ведь это наша общая проблема. А сейчас стали слишком легкомысленно относиться к воспитанию детей. Вот и приходят родители к нам и начинают требовать быстрого излечения, сбрасывая со счетов то, что сами не уследили за собственным ребенком.

Занимаются в отделении и лечением различных патологий, включая дисплазию тазобедренного сустава, кривошеи, укорочение или удлинение стопы и прочее. Врачи-травматологи отмечают, что современное поколение детей довольно ослабленное. У многих отмечается нехватка кальция, в результате чего страдает костная система. Что касается оснащенности оборудованием для лечения травматологических больных, то оно уже устарело и требует обновления. Особенно это касается эндоскопических инструментов для проведения малоинвазивных операций за счет минимального травмирования тканей.

– Дети часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности, поэтому от родителей требуется глаз да глаз. Берегите своих детей, следите за ними, никогда не оставляйте без присмотра. Травмы причиняют детям физические и моральные страдания, уменьшают двигательную активность. А ведь большинство детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности, – обращаются к родителям специалисты отделения травматологии областной детской многопрофильной больницы.

Галина Каренских,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале