27.04.2023, 11:45
Просмотры: 1099

Когда ты – фельдшер, помощь оказать обязан

28 апреля работники скорой медицинской службы, являющейся одним из важнейших звеньев в системе здравоохранения, отметят свой профессиональный праздник. Вряд ли кто-то поспорит, что от правильных действий фельдшера во многом зависит успех последующего лечения. Днем и ночью, в «нелетную» погоду, в период пандемии и в любом настроении нужно быть готовым к исполнению своих обязанностей – спасать жизни людей. И здесь важна ответственность, смелость, стрессоустойчивость и самоотверженность. Историей своего становления в непростой профессии с читателями поделился фельдшер станции скорой медпомощи ЗКО Манарбек Губайдуллин.

фельдшер (2)

Почему решили стать медработником скорой помощи?

Родом я из Жангалинского района, из поселка Новая Казанка. После окончания школы поступил в медколледж на факультет «Лечебное дело» в Уральске. В школе и не думал о том, что буду фельдшером. С детства мечтал стать военным. Хотел пойти по стопам отца – ныне военного пенсионера, но он отговорил меня. Папа большую часть своего времени находился на службе, вне семьи. Рассказывал, что это непросто: работать по приказу, чтобы не получить наряд вне очереди. Наверное, его слова и повлияли на мой выбор. Вместо «Физики» на ЕНТ я выбрал профильный предмет «Биологию» и сдал документы на фельдшера. Почему решил начать с колледжа, а не медицинского вуза? Хотел стать медиком, но в ближнем Уральске по этой специальности было только среднее образовательное учреждение. Так что в семье я – единственный медработник.

фельдшер (4) (1)

А чем, на ваш взгляд, отличается фельдшер от врача?

Специфика фельдшерской работы, прежде всего, направлена на оказание первой медпомощи. Неважно в каких ситуациях, фельдшер должен уметь оказать первую помощь в любых ситуациях. Это может быть падение с высоты, ножевое, огнестрельное ранение, дорожное происшествие и прочее. Фельдшер оказывает первую помощь и при необходимости госпитализирует пациента в больницу. А вот врач – это тот, кто уже будет лечить его дальше.

Как все начиналось? Страшно ли было, помните свой первый рабочий день?

Еще будучи студентом 2-го курса, устроился на работу в областную станцию скорой помощи. Не как фельдшер, конечно, – в качестве санитара. С этого и начал. В мои обязанности входила санобработка машин. К примеру, если при транспортировке у тяжелого больного случилась рвота либо кровотечение… В составе бригады ездил на вызовы с опытными фельдшерами, помогал им, наблюдал за всем и набирался опыта. Страха не было. Вообще когда на работу приходят начинающие фельдшера, первое время их не ставят самостоятельно на вызов. Всегда проводится обучение. То есть в течение года или даже двух лет они ездят только вторым фельдшером. Первый (более опытный) берет на себя всю ответственность, а второй просто помогает с оборудованием. Так проходит процесс адаптации… Свой первый день помню очень хорошо. Это был 2018 год (в 2019-м я получил диплом и уже перевелся на фельдшера). Тогда мы восемь раз отработали вызовы. Изначально терялся, было чувство, что вообще ничего не знаю. Ведь теория, которую ты зубришь в колледже – это одно, а на практике все совсем по-другому складывается. Когда все видишь своими глазами, а потом еще и по горячим следам читаешь про пережитый медицинский случай, в голове все укладывается по полочкам и прочно оседает в памяти. Благодаря этой практике быстро научился и почувствовал уверенность в своих действиях.

Какие случаи из практики запомнились больше всего?

Период пандемии. Тогда было очень много ковидных больных. Если сейчас за дневную смену в среднем бывает по 5-6 вызовов, во время ковида только за ночь мы выезжали по 20-22 раза. И это очень много! Тогда были и очень тяжелые больные, а в стационарах не хватало мест. На «скорых» мы стояли по 5-6 часов в больничных дворах, дожидаясь, когда пациентов смогут госпитализировать. Бывало, что бригады там даже ночевали. В машинах в это время находились пациенты в крайне критическом состоянии с высоким процентом поражения легких, их сатурация (насыщение крови кислородом – авт.) падала до критических показателей. Нам необходимо было подключать кислород, оказывать помощь. Были случаи, когда люди умирали в машинах. Все это вспоминается как какой-то кошмарный сон! Из-за нехватки бригад и мест в больницах задержки по вызовам доходили до 6-7 часов… Благо, что все это закончилось. Сейчас самые частые вызовы – это дети с температурой. Хотя день на день не приходится. Смена может пройти спокойно, а может и наоборот.

Приходилось ли в прямом смысле спасать жизнь людей, принимать роды в походных условиях?

У нас экстренная служба, и с такими критически важными ситуациями нередко сталкиваемся в своей практике. За пять лет моей работы около 15 случаев касались успешной реанимации пациентов, хотя были и безуспешные. Все зависит от того, что случилось с пациентом и чем он болен. Есть такой медицинский термин, как тромбоэмболия. Если у человека оторвался тромб, спасти его жизнь, реанимировать вряд ли получится. Бывает человек еще достаточно молод, теряет сознание, если бригада успевает прибыть во время его клинической смерти, то проводятся реанимационные мероприятия. Вообще потеря сознания, падение с высоты, ножевые ранения, боли в груди, инфаркты, инсульты, роды и другое – это первая категория срочности, когда «скорая» должна прибыть в течение 10 минут. Роды принимать приходится довольно часто. Иногда в одну смену даже по два-три раза. За мою практику этот шанс мне выпал девять раз. Причем, все младенцы, которым я помог появиться на свет, были девочки! Страшны не сами роды, а их осложнения, включая послеродовые кровотечения.

Сталкивались ли с непониманием со стороны пациентов?

– Практически каждый день. Население не хочет разбираться в различных медицинских тонкостях, категориях срочности, на ожидание вызовов по которым отводится разное время. Многие срываются, встречают с криком, упрекают в том, что им приходится сбивать давление и температуру самостоятельно. Иногда пациенты и вовсе не понимают, как себя нужно вести. Помню как-то был вызов в три часа ночи. Совсем еще молоденькая мамочка вызывала «скорую» для ребенка. Приехали – у него одышка, температура пятый день. Осмотрели, послушали легкие, по всему было видно, что у малыша пневмония. Попросили маму собраться и поехать с нами в больницу. Вышли, ожидаем в машине. Через время выходит девушка, садится в «скорую». Сначала подумали, что ребенка вынесет кто-то из родственников, подождали некоторое время, но этого так и не произошло. Спрашиваем у мамы, мол, а где же ребенок? А она в ответ: «А что он тоже поедет?»…

– Случалось ли оказывать помощь в нерабочее время?

– Неоднократно. Как-то ехал из Жангалы в Уральск. Перед нами на трассе перевернулась машина. Я бросился к пострадавшему. У него была ушибленная рана затылочной области, закрытый перелом плеча и бедренной кости. Время терять на ожидание прибытия скорой из поселка было нельзя. Мужчину помогли извлечь из машины. Первую помощь от пореза стеклом на бедре удалось оказать благодаря подручным средствам. К счастью, мимо проезжала ГАЗель, где были деревянные доски. На них мы погрузили пострадавшего, а в качестве жгута для остановки артериального кровотечения я использовал простой ремень от сумки.

В чем положительные и отрицательные моменты вашей работы?

Независимо от возраста пациента и ситуации фельдшер может поставить диагноз и назначить первое лечение. Мы обслуживаем сердечников, гипертоников, детей, пожилых, беременных. Диапазон очень широкий. Так что работа на станции скорой помощи дает хороший опыт. Система повышения квалификации не позволяет забыть алгоритм оказания первой помощи. Каждые шесть месяцев мы сдаем зачеты по работе с оборудованием, с нами проводят занятия по реанимации новорожденных и других категорий пациентов. То есть работников скорой помощи постоянно вооружают знаниями. И это очень важно! Как минус, наверное, что к фельдшерам порою предъявляются слишком высокие требования, несмотря на то, что это работники все-таки среднего звена в медицине, и у них нет высшего образования, что, думаю, необходимо учитывать.

–  Как справляетесь со стрессом?

Работа стрессовая, безусловно. Но сейчас нет страха, я захожу на смену спокойно, без какого-то мандража, как первый раз. Думаю, нужно любить свою профессию, а если чувствуешь выгорание, лучше уходить, тогда и стресса не будет. Напряжение снимаем, когда делимся в коллективе впечатлениями, рассказываем, как можно выйти из ситуации, друг друга успокаиваем. Для меня самые страшные вызовы – это случаи с новорожденными детьми, когда мама прикладывает к груди, а потом, проснувшись, обнаруживает, что ребенок находится без признаков жизни, или инородное тело попадает в гортань малыша. Ребенок задыхается. Крики, истерики, посиневший ребенок... Перепуганные родители вызывают «скорую», потом смотрят на тебя и ждут ответ, а ты не знаешь, как сказать, что это уже все. Очень страшные моменты…

Когда при тебе умирает человек пережить тяжело…

Да. Бывает, со своей стороны делаешь все возможное, борешься до конца, ждешь, когда человек справится, но этого не происходит. Как-то приехал на вызов к 56-летнему пациенту с болью в груди. У него развился кардиогенный шок при инфаркте миокарда. Это крайняя степень сердечной недостаточности. Артериальное давление упало, произошел отек легких. У пациента наблюдалась выраженная одышка, был холодный пот. Мы стали оказывать помощь, подключили кислород, ввели необходимые препараты. При госпитализации таких пациентов необходимо усадить на стул со спинкой – если положить, сразу же может произойти остановка дыхания. Пациент весил 170 килограммов, жил на восьмом этаже, и лифт в доме на тот момент не работал. После реанимационных действий ему вроде бы стало немного полегче. С помощником мы взяли у соседей такой стул, посадили больного, закрепили кислородный баллон и стали аккуратно его нести. Так погрузили в машину. Из микрорайона «Строитель» больного нужно было доставить в областной кардиоцентр, где нас уже ожидали в реанимации. По пути, в районе рынка «Алтын Алма», у пациента произошла остановка дыхания. Применили дефибриллятор, откачивали примерно 15 минут, после чего состояние нормализовалось, и пациент пришел в себя. Однако, когда мы уже практически заезжали во двор кардиоцентра, случилась обратная остановка дыхания. Больной резко посинел. Это означало, что у него оторвался тромб. Морально пережить этот случай было действительно очень тяжело.

Помните свою самую напряженную смену?

–  Вообще ночные смены все тяжелые. Ночью часто обостряются многие заболевания. Обычно напряженно проходит дежурство под Новый год. Как-то в новогоднюю ночь, когда бушевал ковид, у нас было 12 ножевых ранений, 12 смертей до прибытия бригады «103» и еще три – в присутствии работников «скорой».

– Какими навыками в обязательном порядке должен обладать фельдшер?

- Это алгоритмы расширенной реанимации, включающей умение проводить искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца, работу с дефибриллятором, родовспоможение, алгоритм действий при анафилактическом шоке, травмах и прочих экстренных состояниях. Необходимо уметь делать все виды инъекций, снимать кардиограмму, измерять артериальное давление, частоту дыхания, пульс, уметь читать ЭКГ, определять патологические изменения на его ленте, тщательно собирать анамнез, диагностировать заболевание.

Приходилось ли когда-нибудь самому вызывать «скорую»?

Да, для мамы. Она у меня сердечник, перенесла два инфаркта, три операции на сердце. Были критические ситуации. Бригада приезжала всегда быстро не потому, что я работаю фельдшером, а повод был такой – первая категория срочности.

фельдшер (3) (1)

Что бы хотелось изменить в системе работы оказания скорой медпомощи?

Я бы прибавил количество бригад на «скорой», чтобы не было больших нагрузок и жалоб со стороны пациентов. А будущим фельдшерам, желающим оказывать первую помощь населению, пожелал бы не бояться приступать к работе. Коллектив у нас дружный. Если есть желание, всегда поможем, всему обучим и все разъясним. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить своих наставников, которые стали для меня практически родными людьми – Маншук Рамазанову и Рината Елубаева. Именно они помогли мне встать на ноги и сделали из меня профессионала фельдшерского дела. Всем своим коллегам в канун нашего профессионального праздника желаю достойной заработной платы, побольше поощрений и успехов в нашей благородной профессии.

Беседовала Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Областная служба скорой медпомощи сейчас состоит из центральной в Уральске с тремя подстанциями и районных отделений, плюс отделение санавиации. Она оснащена GPS-навигацией: движение карет с экипажами по всей ЗКО можно отследить на карте в центральном пункте, на планшетах фельдшеров в процессе движения отображается адрес и краткий анамнез жалоб пациента, все вызовы распределяются по 4-м категориям срочности. Весь автотранспорт оснащен по последнему слову техники: ИВЛ, кислородные баллоны, дефибрилляторы, аппараты ЭКГ, кислородные баллоны и прочее. Диспетчерская служба полностью укомплектована компьютерами, на которых установлена информационная система, фиксирующая время прибытия «скорой». Любой звонок на территории области попадает в центральный пункт, где дежурят диспетчера.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале