В августе и сентябре текущего года в г. Уральске в онлайн и офлайн формате прошли семинары по развитию местного самоуправления, где разъяснялись возможности и механизмы реализации этой формы осуществления народом своей власти на местном уровне. Кроме того в районах области было проведено социологическое исследование по определению уровня развития местного самоуправления и участия населения в процессе принятия решений государственными органами.
Организатором данных мероприятий выступил общественный фонд «Qazаqkstanjastary» под председательством Альфии Хайбулиной, у которой мы выясняли подробности.
– Альфия Рамилевна, как получилось, что вы выбрали для проведения семинаров и соцопроса наш регион и какова цель данных мероприятий?
– В июле мы выиграли государственный социальный заказ на проведение мероприятий по развитию местного самоуправления в г. Уральске. До реализации данного проекта мы участвовали в подобных мероприятиях в других областях. Считаем, что тема местного самоуправления как никогда актуальна для развития нашего общества в современных реалиях. Без непосредственного участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти невозможно становление демократических институтов. Недаром говорят, что самоуправление – стержень демократического общества.
Первой задачей, поставленной отделом внутренней политики города, было разъяснение механизмов работы органов местного самоуправления. Как избирается собрание местного сообщества, какие полномочия оно имеет, как формируется бюджет МСУ и как он расходуется, как осуществляется мониторинг со стороны местного сообщества за расходованием средств и как граждане могут участвовать в принятии решений государственными органами – вот перечень вопросов, ответы на которые мы, считаю, донесли до участников семинаров. Второй задачей являлось определение уровня развития местного самоуправления в городе и оценка граждан по степени их собственного участия в процессе принятии решений госорганами, а также оценка в целом работы органов местного самоуправления, в том числе и акимов сельских округов.
– Сколько человек и из каких категорий охватили семинарами, соцопросами?Каковы итоги данной работы? И как оценили уровень развития местного самоуправления?
– Всего было проведено 5 семинаров с охватом более 100 человек, это, в основном, активные жители города, сельских округов, члены собраний местного сообщества сельских округов. Из-за эпидемиологической ситуации семинары проводились в режиме ZOOM. И только в п. Желаево удалось встретиться с населением лично. По социологическому исследованию, как и по итогам проведения семинаров, готовится аналитическая записка для отдела внутренней политики, но уже можно подвести промежуточные итоги.
Могу сказать, что население города неплохо осведомлено о функциях органов местного самоуправления, однако, оценка населением их участия в процессе принятия решений, по результатам опроса, остается на низком уровне. Большинство опрошенных считают, что население не принимает участия в процессе принятия решений.
По степени участия в выборах органов местного самоуправления только 2% от опрошенных приняли участие в сходах местного сообщества по выбору членов собрания местного сообщества, и это очень низкий показатель. К слову, опрос проводился в сельских округах и в
г. Уральске.
– Какие еще проблемные вопросы в развитии местного самоуправления вы бы выделили?
– В ходе социологического исследования было выявлено, что основными препятствиями для успешного развития местного самоуправления в регионе является, в первую очередь, пассивность самих граждан, отсутствие реальных полномочий органов местного самоуправления, формальный подход при проведении раздельных сходов по выборам членов собрания местного сообщества.
Есть и правовые несоответствия, которые мешают полноценной работе органов местного самоуправления. Так, в типовых правилах проведения раздельных сходов и в регламенте собрания местного сообщества не прописана обязательность проведения довыборов членов собрания местного сообщества, вместо выбывших по тем или иным причинам или не принимающих участия в работе, т.е халатно относящихся к исполнению свих обязанностей. В результате отсутствия данной нормы количество членов собрания местного сообщества сократилось примерно на треть в каждом сельском округе.
Помимо этого, хотелось бы большего освещения работы собрания местного сообщества в СМИ, в социальных сетях. Жители сельских округов должны знать, какие решения принимаются избранными ими членами собраний местного сообщества. Все эти предложения мы уже внесли в отдел внутренней политики.
– Работа по проекту продолжается? Какие еще мероприятия планируете провести в регионе?
– До конца года, в соответствии с государственным социальным заказом, планируется проведение встреч членов собраний местного сообщества, активных граждан города с депутатами маслихатов, руководителями государственных органов по вопросам благоустройства города, проведение семинаров по пропаганде экологической грамотности среди населения. Так же планируем создать несколько роликов для популяризации местного самоуправления.
– И вопрос: что нужно сделать для того, чтобы местное самоуправление вышло на новый, более высокий уровень?
– Как уже говорилось выше, прежде всего, нужна активность самих граждан. Если у нас будет много активных, образованных и, самое главное, неравнодушных граждан, патриотов своего города, страны, желающих принять участие в работе собрания местного сообщества, общественном совете, то качественный уровень местного самоуправления значительно вырастет. Мы призываем жителей города, сельских округов активно включаться в работу местного самоуправления. Становление и развитие местного самоуправления это обоюдный процесс: помимо действий государственных органов, которые они проводят, несмотря на занятость, необходимо движение самого населения, его активность в решении вопросов местного значения.
НАПОМНИМ!
Указом Президента РК от 18 августа 2021 года утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года.
Как следует из документа, развитие местного самоуправления и деятельность его органов в Республике Казахстан основываются на следующих принципах:
обеспечение условий для участия граждан в процессе принятия решений по вопросам местного значения и осуществления контроля за их исполнением;
учет мнения населения; выборность органов местного самоуправления;
законность;
прозрачность, открытость и подотчетность органов местного самоуправления перед местным населением;
организационная, экономическая и финансовая самостоятельность органов местного самоуправления; взаимодействие органов местного самоуправления и государственного управления на основе разграничения функций и полномочий, сотрудничества и взаимной ответственности за развитие городских и сельских населенных пунктов страны;
соблюдение общегосударственных интересов при решении вопросов местного значения; поддержка местного самоуправления со стороны государства.
СПРАВОЧНО:
Местное самоуправление – это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения.
Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые создаются в сельских и городских сообществах граждан. Местные сообщества представляют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов города.
Выборным органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского местного сообщества. Выборы в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установленном законодательством о выборах в Республике Казахстан. Торага (председатель местного самоуправления) избирается кенесом из числа его членов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Республики Казахстан.
Полосу подготовила Наталья АЛЕКСАНДРОВА