18.06.2021, 9:53
Просмотры: 456

Не любые дороги дороги...

Ежегодно на ремонт городских дорог выделяется по нескольку миллиардов тенге. Латание дыр в асфальте на уральских улицах обходится бюджету в 300-500 млн тенге. Но хороших, ровных и гладких дорог в городе при этом – можно пересчитать по пальцам. Почему так происходит, и как местные власти пытаются влиять на ситуацию.

IMG-20210618-WA0000

Весна ежегодно демонстрирует уральцам одну и ту же картину: асфальт на ряде городских улиц имеет свойство таять вместе со снегом. Большая часть центральных улиц города и в марте этого года обнажилась трещинами, ямами и выбоинами, среди них и те улицы, которые были отремонтированы не так давно – проспекты Назарбаева, Абая, улица Курмангазы. А после дождей в разных частях города в асфальте вообще появились провалы и огромные дыры.

В соцсетях горожане высказывают возмущение ситуацией. Людей волнует вопрос: почему ежегодно, несмотря на то, что на ремонт и реконструкцию дорог выделяют миллиарды тенге, ям и выбоин на уральских дорогах становится все больше?

Заместитель руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Ербол Арыстангалиев объясняет, что ни одна дорога не сдается в госэкспертизу с браком. Мало того, при ремонте автодорог за подрядчиками по строительству и ремонту городских трасс идет технический и авторский надзор. В течение ряда лет акимат Уральска заключает договора с областным филиалом национальной компании «Центр качества дорожных активов» на инспекцию городских дорог во время ремонта. Все выявленные нарушения и дефекты специалисты отдела ЖКХ отрабатывают вместе с подрядчиками. Если дорожные компании медлят с устранениями этих нарушений, ГАСК выписывает им штрафы.

– У каждого подрядчика есть гарантийные обязательства – от 3 до 5 лет, в течение которых они обязаны устранять дефекты на отремонтированных ими дорогах, – говорит Ербол Арыстангалиев. – Мы ежегодно весной осматриваем дороги и пишем письма подрядчикам, чтобы они ремонтировали свои трассы в рамках гарантийных обязательств. У нас есть претензии по нескольким прошлогодним дорогам, и все подрядчики свои огрехи сейчас устраняют.

Он подчеркивает, что ежегодно в городе растет интенсивность движения – машин становится в разы больше, растет нагрузка на дороги. Он рассуждает, что тот состав асфальтобетонной смеси, который применялся еще при Советском Союзе, уже изжил свое. Асфальт на наших дорогах начинает проседать и трескаться под напором такого большого количества автомашин уже на 2-3 год эксплуатации. Кроме того, его разрушают дожди и талые воды, которым некуда стекать с дорог, потому что из-за экономии средств по проектам, большинство новых дорог строится без учета обустройства арыков.

– Сейчас на дороги укладывают два слоя асфальта – крупнозернистый и мелкозернистый, на подушку из песчано-гравийного основания. – В условиях, что большинство дорог по проектам не снабжены ливневками, не имеют сточных канав и арыков, все осадки скапливаются на поверхности асфальта. Вода начинает медленно просачиваться сквозь него и разрушать. Сейчас в экспериментальном порядке мы начали строить дороги с щебеночно-мастичным асфальтобетонным покрытием. ЩМА более устойчив к осадкам – он более пористый по своему составу, влага спокойно просачивается сквозь него – и в результате покрытие дороги не разрушается. Но мое личное мнение – ученые должны придумать новый состав асфальтобетонной смеси для наших реалий. Иначе мы так и будем латать новые дороги каждые 2-3 года, – говорит Ербол Арыстангалиев.

На ямы – 350 миллионов в год

В этом году выбоины на дорогах Уральска латает ТОО «АдалАрна».

Компания выиграла тендер на текущий ремонт городских дорог на 2021-2023 годы общей суммой 950 млн тенге. В этом году на городские ямы и ухабы ТОО «АдалАрна» выделили из бюджета 350 млн тенге.

Ербол Арыстангалиев объясняет, что на эти деньги подрядчик будет не только заделывать неровности на дорогах, но и обустраивать парковочные места вдоль трасс, приводить в порядок тротуары.

– Ямочный ремонт по городу был начат в апреле на основных и магистральных улицах – на проспектах Назарбаева, Абая, Абулхаир хана, по Шолохова, а также на автодорогах, по которым ездит общественный транспорт. Сейчас дорожники перешли на второстепенные улицы, где есть повреждения асфальтобетонного покрытия, – рассказывает Арыстангалиев.

Он подчеркивает, что в данный момент завершен ямочный ремонт на более чем 40 улицах. Сейчас ТОО «АдалАрна» латает ямы на дорогах по улицам Алаш, Самал в северо-восточной части города, по улице Евразийской в микрорайоне Жулдыз, по улице Алмалы в районе Старого аэропорта. В их планах – приведение в порядок автодорог на мостах через реки Урал и Чаган.

Шолоховской трассе – шесть полос движения

После зимы совсем разбитой стала автодорога по улице Шолохова – здесь образовалось слишком много выбоин и ям. Это основная объездная трасса, на ней очень интенсивное движение. Поэтому было принято решение – от ул. Датова до ул. Есенжанова сделать ямочный ремонт, но при этом начать корректировку проектно-сметной документации по среднему ремонту Шолоховской трассы. ПСД на эту автодорогу есть, однако с учетом современных реалий акимат города намерен расширить здесь дорожное полотно, сделать его шестиполосным, установить опоры освещения по обеим сторонам улицы. Дополнительно местные власти планируют обустроить дорогу вдоль Шолоховской трассы, которая проходит параллельно дачам (кроме того, что ее закатают в асфальт, отдел ЖКХ города обещают здесь установить мусорные контейнеры на специально оборудованных площадках). Сейчас ПСД на средний ремонт улицы Шолохова находится на корректировке. После госэкспертизы, уже во второй половине лета работы на трассе начнутся со стороны улицы Сырыма Датова, и завершат их уже в 2022 году.

Дополнительно готовится ПСД на такой же средний ремонт и по проспекту Абулхаир хана – от ул. Сырыма Датова до деповского моста.

– Дорога в плачевном состоянии, движение на ней очень интенсивное, – констатирует Ербол Арыстангалиев. – Дорожное полотно износилось. Проект среднего ремонта этой дороги почти готов, на ней мы полностью заменим два слоя асфальта и бордюрный камень. Как только ПСД выйдет с экспертизы, мы сразу будем просить деньги из бюджета. В наших планах – начать этот ремонт в 2021 году.

В городе сейчас идет капитальный ремонт и реконструкция автодорог по 11 проектам, все объекты – переходящие с 2020 года. В планах местных властей отремонтировать свыше 56 км автодорог. В общей сумме на них выделено свыше 10,6 млрд тенге. План финансирования на 2021 год – более 1,3 млрд тенге.

Ремонт идет по плану

Сейчас на стадии проектирования – проекты по ремонту еще 9 автодорог в городе (вопрос с их ремонтом будет решаться по мере поступления финансирования). Мой собеседник отмечает, что железно из новых проектов будет реализован один – строительство подъездной дороги – это 355 метров – к городскому суду №2 (эта автодорога соединит между собой новый суд и строящийся Дворец культуры на площади Первого Президента РК).

Сейчас ТОО «Айдана» начало реконструкцию автодороги по улице Светлая в районе Старого аэропорта – от ул. Согласия до ул. Алаш. Они сделали основание дороги, выполнили почти 25% работ. Планируют сдать трассу до конца 2021 года.

По дорогам в микрорайоне Сарытау ТОО «ТуркестанЖолСервис» выполнило уже 90% работ – асфальт здесь положен практически на всех запланированных к ремонту улиц (это свыше 6,5 км).

– По микрорайону Сары Арка (это ПДП-2) у нас всегда много вопросов от населения – дороги там крайне плохие, проселочные, весной и осенью там стоит непролазная грязь, – говорит Ербол Каламович. – Здесь запланировано за 3 года уложить асфальтобетонное покрытие на 50 улицах протяженностью более 44 километров. В прошлом году 1,2 километра дорог внутри микрорайона по 6 улицам, где ходит общественный транспорт, мы сделали. В 2021 году ждем финансирования из республики, и в ближайший месяц подрядчик ТОО «Водстрой» продолжит работу – уложит асфальт на 10 улицах протяженностью более 10 километров.

Он добавлят, что по улице Жумалиева подрядчик ТОО «КазСтройГрант» сделал дорогу на 80% – к середине лета трасса будет сдана в эксплуатацию.

Практически на те же 80% выполнило все работы по своим трем трассам – ул. Матросова, ул. Оракбаева, ул. Шевцова – ТОО «Иском».

– По улице Оракбаева у Центра дорожных активов в прошлом году были претензии к подрядчику по качеству ремонтных работ. Их не устроил состав асфальтобетонной смеси для укладки дорожного полотна. Они отобрали пробы этой смеси и выявили несоответствия по нормативам. Тогда мы дали указание подрядчику полностью срезать бракованный асфальт с участка, где было несоответствие по нормативам, и он исправил ситуацию, – рассказывает заместитель руководителя ЖКХ.

К подрядчику, осуществляющему ремонт ул. Михановой и по ул. Рубежинской, – это ТОО «Шамшын», по его словам, претензий у отдела ЖКХ нет. Дорожники работают по графику, выполнили 70% работ. Они асфальт уже полностью уложили, делают съезды, обочины.

Так же ровно работает ТОО «ДорРемСервис» – компания делает дорогу по ул. Ватутина во Втором рабочем поселке протяженностью почти 1,5 км, идет хорошими темпами и сделала те же 70% от запланированных работ.

По ул. Каратобинской и Актюбинской в районе Автопарка средний ремонт осуществляет ТОО «АнушКурылыс». В прошлом году финансирование по проекту было начато поздно, и подрядчик основательно приступил к делу только этой весной. В данный момент, по словам Ербола Арыстангалиева, компания выполнила 30% работ. Основание дороги строители не снимают, асфальт они будут укладывать на старую дорожную подушку и должны успеть сдать трассу до холодов.

Плохие дороги и недобросовестные подрядчики

Сейчас приостановлены дорожные работы по улицам Хусаинова и Жаксыгулова. Замруководителя ЖКХ рассказывает, что причина тому – претензии к качеству ремонтных работ со стороны отдела ЖКХ, технического надзора и Центра качества дорожных активов. Подрядчик ТОО «Разак» в течение прошлого года допускал нарушения технологии дорожных работ и по итогу акимат г. Уральска подал судебный иск на него. Суд признал дорожную компанию недобросовестным поставщиком услуг. Разбирательства дошли до Верховного суда, но и там ТОО «Разак» не смогли доказать свою состоятельность. Сейчас капремонт двух вышеуказанных дорог заморожен, начата процедура сверки работ и затраченных бюджетных средств. Когда аудиторы вычислят сумму, которая необходима для завершения ремонта улиц Хусаинова и Жаксыгулова, будет объявлен повторный тендер по определению нового подрядчика.

– В городе много проблемных участков автодорог, – признает Ербол Арыстангалиев. – По улице Айтиева состояние асфальтобетона неудовлетворительное. Есть участок по улице Сарайшык, где необходим средний ремонт. Нужно ремонтировать ул. Гагарина – от ул. Сырыма Датова до Мясокомбината, там состояние дороги плачевное. В этом году в рамках текущего ремонта дорог мы подлатали проспект Абая в районе РЭК, вырезали там целые пласты асфальта и положили новые, потому что там покрытие поплыло. Проблемы с дорогами у нас есть, но мы их решаем по мере возможности.

Ербол Арыстангалиев объясняет, что причины провалов асфальта близ магазина «Квант», около здания ДЧС ЗКО и в других местах по городу не в неправильной технологии укладки асфальта. Грунт подмочили сточные воды из коллектора «БатысСуАрнасы»: они скопились в колодцах в разных частях города, когда были экстренные отключения электроэнергии и насосы не могли их вовремя откачать.

По данным областного филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов», за 2020 год их специалисты произвели 294 выезда на места капитального строительства 20 дорожных объектов, реконструкции 15 трасс и среднего ремонта 8 улиц. В результате инженеры Центра выявили 86 нарушений при проведении дорожных работ. В том числе грубых – 8. Так, к примеру, при среднем ремонте ул. Мендешева строители не укрепили обочины, что впоследствии могло привести к разрушению кромки асфальтобетонного покрытия. При устройстве подъездного пути к ДЮСШ №4 по ул. Затонная, ул. Ярославская подрядчик не смог соблюсти технологический процесс укладки асфальтобетонной смеси (не соответствует ровность), на кромке нижнего слоя при этом была отмечена сетка трещин. Кроме того, не соответствовали нормативам пробы асфальтобетона при капитальном ремонте улиц Оракбаева и при реконструкции улицы Жумалиева. Все претензии по качеству ремонтных работ были направлены в отдел ЖКХ Уральска для принятия мер. С наступлением тепла в 2021 году инженеры Центра провели 11 выездов на место реконструкции двух автодорог, капитального ремонта 7, среднего ремонта 1 и текущего ремонта 22 городских трасс. В ходе проверок и лабораторных исследований было выявлено 8 нарушений – все при проведении текущего ремонта – по технологии укладки асфальта и нанесении разметки.

Людмила Калашникова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале