1.12.2022, 10:30
Просмотры: 95

Ностальгия по прошлому

Сейчас трудно поверить, что вода в былые времена была на вес золота, а труд колодезника был  почитаем. Сельчане общались друг с другом, делились новостями не в магазине или на лавке, а у колодца. 

материал Рафхата - фото автора

Мой отец вставал спозаранку и выезжал в поисках воды с повозкой, груженной бочками и бидонами. Однажды, возвращаясь с выгона скота, я поинтересовался куда он путь держит, ведь колодцев на селе можно было по пальцам пересчитать. «Вчера впустую потратил время в очереди у Алпыса и Умбеткали, воды на нас не хватило, – беспомощно махнул рукой отец. – Вот теперь договорился с Еламаном подойти пораньше».

Так складывались сельские будни. С расформированием колхоза иссяк и подземный источник Тышкантай, протянувшийся от райцентра до нашего села и обеспечивавший его живительной влагой. Ностальгия по прошлому оживала в воспоминаниях старожилов по мере того, как степные просторы превращались почти в безжизненную пустыню. Владелец подземных источников на окраине села, крепкий, богатырского телосложения, густобородый Алпыс Жумашев возил воду из Каратерена на своем железном коне: синем тракторе с бочкой-прицепом и в пургу, и в слякоть. Двое других – знатные животноводы Умбеткали Карашолаков и  Еламан Есешов, жильцы двухквартирного дома, которым посчастливилось не только жить по соседству, но также иметь  источники воды. Когда мы с отцом подъехали к колодцу, Еламан агай поздоровался и с особым почтением отдал моему папе колодезные ключи. Пока мы набирали воду, он с нескрываемым любопытством разглядывал нашу самодельную тележку: «Повозку вы смастерили сами, Елака?», – поинтересовался он. «Да, тележку сконструировал я сам, а детали из железа смастерил Курмет Акимгалиев, перенявший мастерство у отца, знатного кузнеца, аксакала Акимгали, изделия которого до сей поры сохранились на селе», – ответил мой отец, Елжас Халелов.

–   Веселый и жизнерадостный Акимгали Койлыбаев и нам приходится родственником. Метким ударом  молотка он подчинял себе раскаленное железо и ковал предметы, необходимые в жизни и быту, – начал свой рассказ Еламан агай. – В послевоенном 1948 году я пошел в первый класс. Мне пришлось ходить пешком в школу колхоза Жанабагыт из Жарбола. Чтобы дети не заблудились в буран, мой отец повтыкал в сугробы связанные жгутом камышовые охапки, которые служили «компасом в пути» для меня и моих одноклассников: Улмекен  Нажмиденкызы, Жолдыгали Искакова и других. Когда в следующем году мы переехали в Шомишколь, пришлось выходить из дому спозаранку, в предутренней мгле, чуть забрезжит рассвет. Для каждого из детишек, дом Акимгали агая, где мы останавливались по пути передохнуть и согреться стал воплощением тепла и уюта. До сих пор в моей памяти остался свежеиспеченный вкусный хлебушек, бауырсаки и ароматный чай Казизы апай. Жаль, конечно, но учебу мне пришлось забросить. Сначала захворал папа и я, помогая бабушке по-хозяйству, стал пропускать занятия... Однажды зимой я беззаботно играл на речке с Жаугашем Маженовым, Сайхалом и Сериком Отаровыми, как вдруг вдалеке показался одинокий всадник. Почувствовав неладное, я побежал в дом и спрятался. Незваным гостем оказался директор школы Сагынгали Имангалиев. Поговорив с ним, отец расстроился и поставил меня перед выбором: либо учеба, либо труд в колхозном поле от зари до темна. Попытки директора школы посадить меня снова за школьную парту оказались безуспешными и я рано вступил во взрослую жизнь. Помогал пасти колхозный скот аксакалу по имени Кулымбай. Вместе с Алау-Мадина и Калимой на двух воловьих повозках возили сено. Когда в 1950 году появились гусеничные трактора У-2, первыми механизаторами стали Нургай, отец Кошкимбая, Кулямза апай, Талып агай, Клара и Салиха апай. Эта техника облегчила труд на сенокосе. Нам, детишкам, все это было интересно. Спустя некоторое время появились дизельные трактора ДТ-54 и «Беларус». В 1953 году колхозы Жанабагыт, Путь Сталина, имени Кирова, Крупской, Сауле  объединили в один – «Путь Сталина». Прибыли и российские первоцелинники. На 6-метровую  прицепную сенокосилку тракториста Дергенова садились вместе с Акбалеш, супругой  Камала Карасаева. К уборке урожая привлекали и школьников, а руководил ими Максут Кубаев.

Когда в 1957 году сформировался совхоз Калдыгайты,  Елака стал первым комсомольским секретарем. Колхоз Сауле присоединили к Саралжину. Я трудился в чабанской бригаде у Нуридоллы и Камеса.

В 1964 году я ушел в армию. Отслужил целых три года в стройбате на строительстве города Шевченко (ныне – Актау). В то время в Советской Армии служили не менее двух лет, а в некоторых воинских частях, как ВМФ – три.   Возвратившись на родину, я вновь стал трудиться в животноводстве. Сначала  гуртоправом, а через три года, в 1971 году стал бригадиром по откорму скота, сдавая государству каждую голову КРС по 550 кг. В 1973 году меня наградили орденом «Трудового Красного знамени», а в 1979 году я возглавил комсомольскую молодежную  бригаду. Плечом к плечу, рука об руку со мной трудились и мои товарищи: Ислам Журынбаев, Татти Курмангабылова, Жанылсын Кубашева, Мухит Райсов. Вместе с директором совхоза Капаном Хасановым мы ездили на конференцию в  областной центр, где 28 делегатов из района получили путевки на республиканский съезд. Так, Канесу Курмангалиеву посчастливилось побывать в тогдашней казахстанской столице – цветущем городе-саде, Алма-Ате. Неоценим труд земляков, их вклад в процветание родного края: наш совхоз добился высоких показателей и неоднократно был удостоен переходящего Красного знамени.  Мастером на все руки был и Орынгали Куспанов, отец Исмаила. На своем магазинчике на колесах (автолавке) он не только снабжал чабанов продуктами питания и одеждой, но также ремонтировал часы и фотографировал. По изготовлению тележки не было равных свату Айсауру Кожантаеву... А изготовленная им домбра занимала самое почетное место в домах земляков.

С Майрой, дочерью Акбаса Жексенгали  свили семейное гнездышко в начале зимы 1968 года. В счастливом браке растили двенадцать детей. Я благодарен судьбе за встречу с Майрой», – так завершил свой рассказ простой труженик, честным трудом добывавший свое счастье... От колодца мы шли не только с переполненной тарой хрустальной воды, но и с полным осознанием того, что каждый человек – кузнец своего счастья, хозяин  своей судьбы и будущего родины! Еламан Есешулы посвятил животноводству сорок три года своей жизни, вышел на заслуженный отдых и теперь аксакал, которому перевалило за восьмой десяток живет в Уральске. Больше полувека, 54 года рядом с ним шагает верная спутница по жизни, Майра апай. Их дом полон веселого детского смеха,  радуют  внучата.

Рафхат Халелов,
член Союза журналистов Казахстана

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале