27.03.2023, 11:30
Просмотры: 244

Опыт элитарного образования

Специализированной школе для одаренных детей Западно-Казахстанской области – 30 лет

  В прошлогоднем Послании народу Казахстана Глава государства К.К.Токаев вынес на повестку задачи повышения качества среднего образования в школах, совершенствования подготовки квалифицированных педагогических кадров, отбора и подготовки талантливой молодежи в отечественные и зарубежные вузы. Так как национальные перспективы каждой страны также зависят от способности талантливой молодежи учиться на мировом уровне, свободно входить в научно-образовательное пространство, формировать интеллектуальную нацию.

Мектеп директоры Н Д Даулетов А Н Колмогоров мектебінің директоры А А Часовских

Еще в начале ХХ века усложнение профессий привлекло внимание человечества к необходимости профессионального отбора, специальной подготовки людей к занимаемой должности. Впервые посвященный этой проблеме Всемирный конгресс был проведен в Берлине в 1907 году, через год в Америке было создано «Бюро профориентации», затем в Англии – «Совет по выбору профессии». С тех пор проблема ориентирования молодежи на определенную профессию по способностям не снимается с повестки дня как главная проблема образования в целом.

На сегодняшний день во всех ведущих странах мира осуществляется дифференцированное профильное обучение, начиная со средних классов. Каждый ученик, исходя из индивидуальных способностей, интересов, выбирает направление своего развития и начинает уделять особое внимание пути профессиональной адаптации.

В советской общеобразовательной школе формирование и развитие у учащихся самостоятельных способностей и интересов, в зависимости от их завтрашней деятельности велось с помощью факультативных занятий, кружков, секций и др. В цивилизованных странах, как уже отмечалось, не учитывался почти столетний исторический опыт профессионально-ориентированного образования учащихся с учетом их способностей. Напротив, до 17 лет и содержание, и цель были одинаковыми, общее образование осуществлялось строго в унифицированном виде.

В связи с получением суверенитета страны, в Казахстане начиная с 90-х годов прошлого века внимание уделяется специализированному и дифференцированному обучению способных, талантливых и одаренных детей.

Основная цель – разработка все более сложной интеллектуальной профессии в высших учебных заведениях путем самостоятельного и дифференцированного обучения интеллектуально, творчески способных учащихся. Указ Президента от 1996 года «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» показал важность образования одаренных детей на государственном уровне и его актуальность.

В мировой практике образования подготовка молодежи к интеллектуальным, творческим специальностям, которые постоянно усложняются, осуществляется через 12-летние лицеи, 13-летние гимназии и специализированные школы. Такие учебные заведения – это систематизированные в практическом и теоретическом плане школы, история возникновения которых в странах Европы началась еще с незапамятных времен и которые до сих пор дифференцированно обучают молодежь, на протяжении веков служа человечеству, приобретая передовой опыт.

Педагогический лицей, организованный в области более 30 лет назад на базе Уральского пединститута, имел свои особенности по сравнению с другими лицеями и гимназиями.

В то время лицеи и гимназии, в основном, создавались и функционировали на базе обычных школ, которые были просто переименованы. Организация процесса обучения в ней, содержание образования, методический уровень учителей и т.д. не могли иметь особых отличий от предыдущего уровня учреждения. Не было особых требований и изменений и в подборе, и группировке учеников в такие учреждения.

Педагогический лицей, о котором мы говорим, создан на совершенно новой, научно-методической, материальной основе высшего педагогического учебного заведения. Этот лицей (затем специализированная школа для одаренных детей) в соответствии со своим назначением сразу же позволил определить научные направления, которых не было в обычных школах.

Мы поняли, что научно-методическая база вуза является наиболее благоприятной средой для всестороннего обучения учащихся, если, мы сможем правильно и на научной основе отобрать способных, одаренных детей.

мектеп

Ректор тогдашнего педагогического института, доктор исторических наук, профессор
Т.З.Рысбеков освободил одно здание института, удобное как для обучения детей, так и для общежития, что позволило учащимся использовать имеющуюся научно-методическую базу вуза наравне со студентами. Эта связь с каждым годом только расширялась и развивалась.

Одаренность – очень неоднозначное явление. Научно-теоретические представления о нем также разнообразны. В нашей практике мы рассматривали одаренность как способность помочь ребенку добиться высоких результатов в одной или нескольких областях науки в обучении. На этой основе особое внимание было уделено единственной цели школы одаренных детей – повышению качества общего образования в подготовке детей к интеллектуальным специальностям, предоставлению конкретных профильных профориентационных знаний, через создание максимально эффективных условий для умственного развития ребенка.

Одаренность проявляется, признается, развивается, совершенствуется в ходе конкретной деятельности. Только когда деятельность становится более систематической и сложной, а нагрузка на ребенка становится все больше и больше, умственная зрелость происходит более интенсивно. Жизнь – это мир самых разных профессий. Соответствующее ему развитие способностей ребенка – главная задача высшей ступени общего образования.

Школа одаренных детей с точки зрения этих требований, опираясь на свою единую образовательно-воспитательную систему, мировой и отечественный передовой опыт, приступила к ее реализации. Ведь мы с самого начала прекрасно понимали, что сегодняшнее традиционно сложившееся направление общего образования, без сомнения, не может удовлетворить требования элитарного образования в недавно организованной школе для одаренных детей.

С первого дня перед нами стояла задача по организации нового учебного заведения, определению содержания образования и воспитания, воплощению в жизнь самых разных направлений, идей и некоторых практик.

Какими бы продуктивными не были опыт обучения одаренных детей в цивилизованных странах и обоснованные в нем педагогические идеи, нельзя было просто скопировать их и внедрить в наших условиях. Для их реализации нужна была научно-методическая база, способствующая решать новые, сложные задачи, и благоприятная образовательная среда.

Школы нового типа сразу же оказали положительное влияние на развитие качества образования, чем обычные школы.

Во время первого в нашей стране в 2004 году тестового контроля качества образования (ЕНТ), лучшими оказались все 20 школ республики, которые были гимназиями, лицеями и школами для одаренных детей. Они набрали в среднем от 86,8 до 94,3 баллов из 120, тем самым доказав, что качество их образования может быть выше, чем в обычных школах.

Одной из школ нового типа, открывшаяся в 1993 году стала специализированная школа для одаренных детей в Западно-Казахстанской области, которая начала функционировать после обретения суверенитета нашей страной и давать качественное образование молодому поколению, на протяжении десятка лет стабильно показывая лучшие результаты по республике.

Как прописано в Законе РК «Об образовании», специализированная школа для одаренных детей имеет более высокий статус, чем другие школы нового типа. Это учебное заведение, обеспечивающее развитие природных интеллектуальных, творческих способностей талантливых и одаренных детей посредством специальной программы, элитарного образования учащихся. Во-первых, в классах применялась англосаксонская система развития творческих индивидуальных способностей каждого учащегося, в которой в зависимости от способностей и интересов учащихся углубленно изучаются отдельные предметы в едином «профильном образовании». Эти направления показали свою исключительную эффективность не только в мировой практике, но и в наших условиях, доказав свою пригодность для реализации единой модели «профильного образования», позволяя проводить процесс обучения по возможностям каждого учащегося. Она позволила дать «профильное образование» через небольшие группы, углубляя каждого учащегося в индивидуальную выбранную им ориентацию-направление.

Во-вторых, с первого дня началось проведение двойных уроков (проведение занятий продолжительностью 80-90 минут), в которых использованы сложные и объемные теоретические и лабораторно-практические материалы по развитию устойчивой функциональной грамотности учащихся, по выбору и всестороннему освоению обязательных предметов, как во Франции, Германии и Китае. Это стало главным фактором качественного образования в местных условиях.

В-третьих, особое внимание было уделено мониторинговым методам японского контроля знаний – обеспечению систематического, устойчивого освоения учащимися образовательного стандарта. Единая японская мониторинговая система контроля знаний стала одним из инновационных подходов в учебном процессе, обеспечивающая качественное усвоение знаний каждым учеником.

Качество образования – 
прямой результат труда учителя

За эти годы у нас трудились такие ученые-методисты университета, профессора с высоким научно-методическим уровнем, как А.Кузьмичева, А.Галимов, Б.Шынтемирова, Б.Биримжаров, М.Сабыров, Д.Мендалиева, С.Шарабасов, К.Биалиева, Р.Кусаинов, С.Байгузов, Ж.Жаксыгалиев, А.Турганбаев и др. Ученые университета преподавали в школе, проводили специальные курсы, готовили учащихся к научным проектам, олимпиадам. Кроме того, в школе работала группа учителей, обладающая высоким методическим уровнем, умеющая предъявлять высокие требования к ученикам. В их числе можем отметить учителей математики А.Кудряшева, В.Мажитову, К.Ешжанову, К.Сдыкову, учителя казахского языка и литературы С. Отарову, учителей истории А.Алмуханова, Г.Танатову, психолога К.Райымову и др. Кроме того, многие выпускники нашей школы, окончившие вузы с отличием, работали в школе. Некоторые из них достигли больших успехов. Среди них учители английского языка Айнур Лукпанова, Айгуль Кенжегалиева, математики – Ансаганым Имангалиева, Самал Негметуллина, истории – Азат Жексенов, казахского языка и литературы – Гульмерей Исмагулова и др.

Связь с передовой школой мирового уровня

В 2000 году на основании трехстороннего договора между акимом области, ректорами Московского государственного университета им. М.Ломоносова и ЗКГУ им. М. Утемисова в школе был открыт образовательный центр физико-математической школы имени Колмогорова при Московском государственном университете имени Ломоносова. По условиям договора ученый-методист школы имени Колмогорова В. Вавилов, заведующий кафедрой физики, профессор С. Лобышев и заместитель директора школы, кандидат исторических наук В.Жигульский, профессора кафедры физики Московского государственного университета С.И.Виноградов, С.Варламов посетили школу. Они ознакомились с учебным планом, программой школы, посетили занятия, оказали методическую помощь учителям. Связь с физико-математической школой им. Колмогорова позволила ежегодно с 2002 года регулярно посещать международную научную конференцию школьников «Колмогоровские чтения», традиционно проводимую Московским государственным университетом. За эти годы около 20 наших учеников были зачислены в Колмогорскую школу. Учащиеся, окончившие школу, получили возможность продолжить свое образование в МГУ им. Ломоносова, московских технических университетах им. Баумана и Губкина.

Используя научно-методические возможности университета и свои качественные образовательные ресурсы, школа за эти годы подготовила несколько десятков призеров областных и республиканских олимпиад. Первые 3 года подряд лицей занимал первое место на областной олимпиаде. Далее ученики школы вышли на республиканский уровень. Например, Гульжан Ашыгалиева заняла І место в республиканской олимпиаде, Жазира Базаргалиева заняла ІІІ место, А. Оразгельдиева заняла ІІІ место. Г. Ашыгалиева, Ж. Базаргалиева, А. Оразгелдиева, Г. Торесаева, У. Кажгалиева, С. Антонов, в 2008 году Д. Сагынгалиев стали двукратными победителями республиканского конкурса научных проектов и заняли І место.

В 2009-2010 годах ученики школы становились победителями конкурса научных проектов республиканской олимпиады по русскому языку, республиканского интеллектуального конкурса «Лидер ХХІ века» и получали учебные гранты. Такие познавательные, интеллектуальные состязания являются главной основой умственного развития одаренных детей на высшем уровне в широком спектре все-сторонних знаний.

В XXI веке лучшие перспективы страны связаны с качественным образованием нашей молодежи на мировом уровне, что и стало одним из требований, предъявляемых к школе одаренных детей на сегодняшний день.

Международная 
программа «Болашақ»

Программа «Болашақ» – один из основных показателей, который демонстрирует уровень знания современных школ. За эти годы наша молодежь, получившая школьный аттестат, продолжает свое образование в самых элитных вузах страны и в лучших учебных заведениях мира по программе «Болашак». На сегодняшний день по данной программе прошли обучение больше ста наших выпускников в таких странах мира, как Великобритания, США, Польша, Китай, Малайзия, Турция, Россия, Австралия, Чехия. Большинство обучающихся имеют профессию физико-математического, гуманитарного направления.

С этой точки зрения, главным достижением Западно-Казахстанской областной специализированной школы для одаренных детей является то, что за эти годы более ста выпускников обучились в лучших университетах мира. Большая их часть обучалась в Великобритании (Гулим Нурабаева, Гульжан Ашыгалиева, Альфия Ашукашева, Арайлым Нурабай, Марлен Мендибаев), Америке (Умит Кажгалиева, Алтынгуль Туралиева, Асель Есенгельдиева), Малайзии (Анаргул Имангалиева, Арман Мырзаболатов, Лунара Батырханова, Жанар Даулетова), Китае (Азамат Бисенов, Айжан Куанышкалиева, Лаура Утемисова), в Турции (Жандос Шолаков, Талгат Шумиев) и других странах.

В их числе были такие выпускники, как Д.Имангалиев, А.Салимова, Б.Муратов, А.Аканова, А.Бекесова, А.Кушаев, Д.Молдашева, которые, обучаясь в тех же университетах, стали призерами различных конкурсов международного уровня.

Один из них – Дархан Имангалиев, в 2007 году с отличием окончив школу, поступил на факультет «Информационные технологии» КБТУ, стал обладателем президентской стипендии и окончил университет с отличием. Позже, обучаясь в Манчестерском университете Великобритании по программе «Болашақ», он стал победителем международного конкурса по программе «Codejam», в котором приняли участие студенты из Испании, Китая, Италии, Великобритании, Японии.

Как видно на примере одного только нашего региона, есть в нашем государстве молодежь, которая своими интеллектуальными способностями и знаниями ни в чем не уступает молодежи из стран с высоким уровнем развития науки и цивилизации.

На республиканском уровне проводится педагогический анализ инновационного опыта школы в области качественного образования. За эти годы в республиканских печатных изданиях было опубликовано несколько десятков методико-научных статей, посвященных проблемам качественного образования одаренных детей, изданы книги «Педагогические основы образования одаренных детей на базе университета»
(г. Астана, 2006 год), «Одаренная молодежь – будущее страны»
(г. Уральск, 2012 год), «Одаренной молодежи – элитное образование» (г. Уральск, 2022 год).

Также проведены семинары по республиканскому, региональному обмену опытом с руководящими работниками общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. То есть работа по формированию теоретических, педагогических научных основ элитарного образования, инновационных направлений специализированной школы никогда не останавливалась. В результате проводимой работы выпускники областной специализированной школы для одаренных детей ежегодно показывают высокий уровень обучения в вузах страны, 100%-но поступая на грант.

Главное, что есть сотни талантливых молодых людей из одного региона страны, которые способных осваивать интеллектуальные професии мирового уровня XXI века, и есть элитарное учебное заведение, обеспечивающее образование этих одаренных детей в соответствии с их способностями.

К 30-летию Независимости школа заняла І место, приняв участие в республиканском конкурсе, организованном Национальным инновационным научно-исследовательским центром «Білім және өркениет».

Передовой инновационный опыт школы в соответствии с мировыми стандартами, достигнутыми за годы независимости, внесен в «Энциклопедию Независимости», школе вручены дипломы I степени, «Почетная грамота».

Почему снизилось качество школы 
для одаренных детей?

К сожалению, многие школы нового типа сокращаются как в количественном, так и в качественном отношении. Причиной тому является открытие большого количества платных, дополнительных образовательных центров. Сейчас таких центров становится все больше не только в крупных городах, но и в областных центрах. Но стоит отметить, что заниматься репетиторством в европейских странах запрещено законом. Репетиторы не несут ответственности ни за качество, ни за результат предоставленных ими знаний. Следовательно, платные курсы и центры хоть и развиты, но работают неэффективно как для учащихся, так и для государства. Сегодня пришло время говорить об этом открыто. Кроме того, на сегодняшний день сама школа для одаренных детей, имеющая большой опыт в качественном образовании подрастающего поколения на мировом уровне, демонстрирует неспособность как в сохранении, так и в дальнейшем развитии сформированной системы.

Как гласит народная мудрость, «в деле воспитания следует опасаться пути, который губит талант молодых».

Насипкали Даулетов,  к.п.н., профессор ЗКИТУ,

Марат Ажгалиев,  к.п.н., ассоциированный профессор ЗКИТУ,

Даурен Сагыналиев,  докторант Казахского национального педагогического университета имени Абая

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале