Чемпионат четырех континентов по фигурному катанию: Михаил Шайдоров стал пятым
24 января 2022

Чемпионат четырех континентов по фигурному катанию: Михаил Шайдоров стал пятым

Доклинические испытания белорусской вакцины от COVID-19 проведут к лету
24 января 2022

Доклинические испытания белорусской вакцины от COVID-19 проведут к лету

Член президентского кадрового резерва Ануар Жангозин назначен председателем правления Центра международных программ
24 января 2022

Член президентского кадрового резерва Ануар Жангозин назначен председателем правления Центра международных программ

75% многоквартирных домов перешли на форму простого товарищества и ОСИ – МИИР РК
24 января 2022

75% многоквартирных домов перешли на форму простого товарищества и ОСИ – МИИР РК

Заемщикам ипотечных программ «7-20-25» и «Баспана хит» предоставлена отсрочка до 90 дней
24 января 2022

Заемщикам ипотечных программ «7-20-25» и «Баспана хит» предоставлена отсрочка до 90 дней

Как лечиться от КВИ: рекомендации врачей при симптомах
24 января 2022

Как лечиться от КВИ: рекомендации врачей при симптомах

1.12.2021, 10:39
Просмотры: 106
Ребенок и природа

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще исследована не полностью. Поэтому уже в дошкольные годы так важны проблемы экологического сознания и установление закономерностей его формирования.

160155

Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. В связи с этим возрастают возможности стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать возможность соблюдения норм и правил поведения в природе. Это позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальность и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок между человеком и природой». Выдающиеся педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших. Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В настоящее время человечество осознало, наконец, всю сторону экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения. Которые определяют в будущем уважение к природе.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы. Сформировать представления – знание о ее объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

Именно дошкольный период – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного, бережного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы, тем быстрее проснется в нем чувство прекрасного.

 Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное из непосредственного общения с животными.

 Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребенок непосредственно участвует в уходе за животным.

 Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, поэтому дошкольники должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя.

Педагог, воспитывая у ребенка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать ее эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.

Самая чистая радость, радость природы.

Л. Н. Толстой

Н. Г.  ПУГАЧЕВА,
воспитатель  ясли-сада №18 «Балдырған»,

Фото: www.look.com.ua

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале