В Уральске поэтапно внедряют систему безналичной оплаты в общественном транспорте, теперь жители будут оплачивать проезд специальной картой или QR-кодом с помощью мобильного приложения. Мнения горожан по этому поводу разделились. Электронная система оплаты проезда, которую начали внедрять для повышения комфорта пассажиров и прозрачности деятельности кондукторов, вызвала массу негодования.
Айгуль, жительница микрорайона Медколледж:
– Если интересует мое мнение, то я категорически против электронной оплаты за проезд. Говорят, можно расплачиваться наличными деньгами, но это будет в разы дороже. С каждым днем дорожают продукты, лекарства, а теперь и проезд? Если ежедневно я тратила 160 тенге, то сейчас в два раза больше – 300. Раньше было проще – заплатил копейками и доехал. Во-первых, у меня телефон не поддерживает интернет, во-вторых, я ничего не понимаю в современных гаджетах. К тому же, в час пик неудобно будет пробираться через толпу к аппарату. Думаю, многие, кому за 60 лет, со мной согласятся. Да, есть страны, которые давно перешли на электронную оплату проезда, но там все продуманно до мелочей. Считаю, лучше будет, если все эти средства, которые выделяют на установку электронных аппаратов, направили бы на покупку нового транспорта. Автобусы все старые и грязные. Зимой очень холодно. Живу в микрорайоне Медколледж, для того, чтобы добраться до работы трачу час времени. Интервал движения автобусов очень большой, иногда приходится ждать «двойку» по 30 минут.
Серик, житель района облбольницы:
– Я отношусь положительно к новшеству. Нужно идти в ногу со временем. Сейчас мало кто пользуется наличными. В магазинах, аптеках, в увеселительных заведениях расплачиваемся карточкой. Элементарно коммунальные услуги многие оплачивают через мобильные приложения. Забываю обналичить деньги, приходится иногда ходить пешком или занимать у коллег на проезд, это весьма неудобно. К тому же, сейчас, во время пандемии, электронная оплата проезда нам на руку, нет личного контакта с деньгами, соответственно и риск заражения коронавирусной инфекцией думаю, будет меньше.
Алмаз Ахошев, заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ и ПТиАД:
– В Уральске действуют шесть перевозчиков, они обслуживают 29 городских, 10 дачных и шесть пригородных маршрутов. В настоящее время электронная система оплаты проезда внедрена на маршрутах: №2, №3, №4, №5, №7, №13, №20, №22, №30д, №35, №39. Новую систему на маршруте №22 внедрили несколько месяцев назад, когда закупили 30 новых автобусов. На каждом автобусе 2 планшета, а у кондуктора – валидатор. Пассажиры могут оплатить за проезд через QR-код, установив специальное приложение или приобретя карту. На данный момент реализовано 18507 транспортных карт, из них – 1567 школьные. Система позволит прозрачно видеть поступление налогов в местный бюджет, а значит, повысится зарплата водителей, кондукторов. Дифференцированный тариф установлен для того, чтобы стимулировать людей переходить на карточки. Транспортные карты можно приобрести на Автовокзале, в ЦОНе, в магазине «Смартфон» по улице Курмангазы 163. Также карты распространяются продавцами-консультантами и кондукторами в маршрутных автобусах №2, №22, вместе с этим компания ведет переговоры с крупными супермаркетами и торговыми домами.
Жамашов Болат, заместитель директора Smart Qala Oral:
– В декабре прошлого года мы заключили меморандум с акиматом города и перевозчиками о внедрении электронного билетирования в городе. На реализацию проекта инвестировали 390 млн тенге, это затраты на закупку терминалов, планшетов, проездных карт. Все транзакции, которые пройдут через валидатор, QR-code, будут учитываться для расчета субсидии общественного транспорта, и тем самым мы выводим из теневой экономики данную отрасль. Внедрение электронной системы билетирования обеспечит прозрачность доходов перевозчиков, а также послужит основанием для выплат субсидий со стороны государства для возмещения убытков на социально значимых маршрутах. Сейчас автопарки стараются создать условия для водителей и кондукторов, это достойная заработная плата и различные бонусы. С 17 июня на маршруте 22 запустили полный цикл данной системы, все кондукторы сохранили свои рабочие места. Лучших, с одобрения автопарков будем принимать к себе в штат, на позицию контрольно-ревизионной службы. На сегодняшний день система «Avtobus» внедрена в городах Атырау, Актобе, Семей, Павлодар. Основной тариф в городе не меняется, то есть остается 80 тенге. Дифференцированный тариф в размере 150 тенге планируется внедрить в конце октября.
Кондуктор автобуса №43:
– Мы пока полностью не перешли на электронную систему билетирования. За день всего несколько десятков человек пользуются приложением. Большинство горожан все еще не отошли от наличных денег. Для того, чтобы оплатить проезд через систему «Smart Qala», пассажирам необходимо скачать приложение «Avtobus», затем отсканировать QR-код или приобрести карту. В скором времени должны установить валидаторы. Нам сообщили, что после внедрения системы в полном объеме, часть кондукторов перейдет в разряд контролеров. А как же остальная часть, то есть нам нужно будет искать работу? Мы не совсем рады новой системе оплаты. Удерживается часть дохода, разработчики забирают свои проценты. В итоге: вместо 80 тенге мы получаем 60. Нам и без этого приходится нелегко. Многие пассажиры жалуются на переполненные автобусы, а мы разве виноваты, что существует данная проблема. Понимаю, что некомфортно ездить в таких условиях. А каково приходится нам, ведь пассажирам нужно доехать лишь до своей точки назначения, в то время как тяжелый путь кондуктора длится весь день. Добавьте к этому вечно раздраженных пассажиров, ранние подъемы в 5 утра. С этой системой на нас будет двойная нагрузка, элементарно, на рынке большой поток пассажиров, одновременно выходят несколько десятков человек, и как простой кондуктор может проконтролировать наличие электронных билетов. Мы получаем среднюю зарплату, просим тогда пересмотреть размер оплаты труда и создать достойные условия вне зависимости от того, какая система будет функционировать в общественном транспорте.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz