30.05.2023, 10:00
Просмотры: 80

Безопасность региона превыше всего

В Уральске состоялось выездное заседание Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента РК. В мероприятии приняли участие сенаторы, представители местных исполнительных органов.

1 (106)

Столичную делегацию возглавил секретарь Комитета Галиаскар Сарыбаев. В составе делегации члены комитета Жанна Асанова, Алишер Сатвалдиев, Геннадий Шиповских. В ходе встречи участники обсудили торгово-экономические отношения региона с соседними странами, совместное использование трансграничных рек.

Всем известно, что наша область граничит с пятью регионами Российской Федерации – Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской и Саратовской областями. По словам и.о. руководителя управления предпринимательства и ИИР ЗКО Жанны Беккалиевой, в настоящий момент с приграничными регионами России подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве стран.

–   В прошлом году товарооборот региона с Россией составил 804 млн долларов, из которых экспорт – 170,5 млн долларов, импорт – 674,1 млн долларов. Наша область экспортирует макароны, муку, масло, мясные продукты и трансформаторы, оттуда везут трубы, полиэтилен, пшеницу и многое другое. Двусторонняя торговля осуществляется в основном по железным и автомобильным дорогам. Благодаря удобному географическому положению регион обладает большим транзитным потенциалом. Ежегодно более 50% въезжающего транспорта из России в Казахстан проезжают через Западно-Казахстанскую область. По итогам прошлого года через пропускные пункты выехала 231 тысяча грузового транспорта, въехало 232 тысячи. Большая часть транзитного грузового транспорта пользуются пунктами пропуска Сырым и Таскала. Поэтому необходимо оснастить их территорию инспекционно-досмотровыми комплексами. Сейчас в этом направлении ведется определенная работа, – отметила спикер.

Галиаскар Сарыбаев отметил, что импорт и экспорт должны быть эквивалентными, то есть иметь одинаковую выгоду для обеих сторон.

–   У предпринимателей КНР есть такой принцип: «выгода и вам, и нам» и у нас так должно быть. Сейчас, если посмотреть, мы в основном поставляем сырье в соседние страны. В этом направлении нужно работать. Надо сделать так, чтобы мы отправляли за рубеж не только сырье, но и готовый продукт с казахстанским брендом. Важно повышать качество продукции и изучать потребительские тренды, – подчеркнул секретарь комитета.

Участники также обсудили вопрос совместного использования трансграничных рек. По словам директора областного филиала «Казсушар» Рауана Кусайынова, в настоящий момент утвержден план мероприятии на 2023-2025 годы по обеспечению водой жителей южных районов.

1 (177)

– Основными водными артериями нашей области являются реки Урал (Жайык), Чаган, Караозен и Сарыозен. Они берут свое начало на территории Российской Федерации и относятся к трансграничным рекам. Напомним, Казахстан и Россия имеют не только одну из самых протяженных границ в мире, но и множество общих водотоков – трансграничных рек. Исток реки Чаган находится в Первомайском районе Оренбургской области, общая длина русла реки Урал составляет 2428 км, 1379 км из которых протекает через РФ, 1049 – км по Казахстану. Сейчас в водоемах Урал-Кушумской системы собрано 89% стратегического запаса воды. Накопленных запасов достаточно для того, чтобы организовать работу местных фермеров в летний, осенний периоды. Но, важно отметить, что необходимо построить водохранилище по реке Большой Узень в районе Жалпактала. Также нужно очистить реку Чаган и Кушумский канал. Стоимость одного проекта составляет 2,4 млрд тенге, на реализацию другого проекта необходимо около 2,5 млрд, – поделился Р. Кусайынов.

Выслушав выступление директора областного филиала «Казсушар» Г. Сарыбаев отметил, что необходимо решить вопросы водохранилища, работу ирригационных систем, многие объекты нуждаются в капитальном ремонте.

–   В соседнем регионе построили множество плотин. Если им не нужна вода, они ее спускают, если нужна – закрывают. Основная проблема в этом, они ведь могут и вовсе закрыть плотину. Вам необходимо расписать проект, мы, в свою очередь, рассмотрим, думаю, 2,5 млрд тенге не такие большие деньги для государства, – добавил спикер.

На выездном заседании также обсуждалась проблема приграничных населенных пунктов, количество сел этой категории в области превышает 100. Сейчас главная цель сохранить и удержать жителей сел.

–   Самая главная проблема населенных пунктов, это отсутствие инфраструктуры. Из некоторых сел ежегодно переселяются 10-15 % жителей. Села пустеют, в приграничных зонах этого допустить нельзя. Здесь должны работать люди, необходимо открывать новые рабочие места, развивать инфраструктуру. Люди не должны уезжать их этих районов в поисках работы. Нас глубоко интересуют приграничные вопросы региона. Геополитическая ситуация на сегодняшний день заставляет смотреть по новому на многие вещи. На сегодняшний день ЗКО является артерией всех логистических дорог. Сейчас предприниматели попросили разработать новую пропускную систему – порядок пломбирования грузов, мы этот вопрос взяли «на карандаши». Наша первостепенная задача – улучшить работу регионов, обеспечить их финансовой поддержкой, разработать новые проекты. На сегодняшний день мы приняли 86 новых поправок, все эти законы должны работать на должном уровне. Все вопросы и задачи будут рассмотрены отдельно и каждый найдет свое решение, – отметил Галиаскар Сарыбаев.

Также в рамках выездного заседания депутаты ознакомились с деятельностью АО «Уральский завод «Зенит», который входит в структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса, основной задачей которого является обеспечение государственного оборонного заказа по выпуску катеров и кораблей для Министерства обороны РК и Пограничной службы КНБ РК. В годы Великой Отечественной войны одним из эвакуированных в Уральск предприятий был нынешний Уральский завод «Зенит». Из соображений секретности, перевезенное в 1941 году предприятие носило наименование «Завод №241». В то время предприятие начало выпуск необходимой для фронта продукции. Кроме торпед и мин, в годы войны завод выпускал для фронта также корабельные компрессоры, взрыватели, патроны.

–          Сейчас завод является предприятием машиностроительного профиля с электромонтажным производством, имеет производственные цеха, сооружения вспомогательных производств и энергообеспечения, железнодорожную ветку и котельную на природном газе. Занимаемая территория – около 20 га. Благодаря постоянной модернизации производства и поддержки со стороны государства военный флот страны на 100% обеспечен отечественными судами. А изготовлением катеров и кораблей, являющихся основной частью выпускаемой продукции, завод занимается с 1993 года. За это время освоено серийное производство катеров и кораблей водоизмещением до 500 тонн. Их освоение на заводе послужило началом зарождения в Республике Казахстан новой отрасли промышленности военного кораблестроения. Катера проекта 100 «Сункар», 0200 «Бүркiт», корабли проекта 0300 «Барс», быстроходные патрульные катера FС-19, корабли 250 «Барс-МО», быстроходные патрульные катера 0210 «Айбар», модернизированный специальный катер для подразделений специального назначения, амфибийные катера «Арктика». Все они сегодня несут службу по охране государственных границ на Каспийском море, – рассказал руководитель завода Вячеслав Валиева.

Перизат Баймагамбетова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале