26.12.2022, 15:15
Просмотры: 318

Маслихаты - ключевое звено местного самоуправления

В 2023 году в Казахстане состоятся выборы депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней. Политолог, общественный деятель Табылгали Сапаров рассказал об исторической значимости этого события, отличиях грядущих выборов от проводимых ранее.

19022015_11-43-54

– Табылгали Саткалиевич, чего нам всем стоит ожидать от выборов депутатов Мажилиса?

– Как известно, выборы в Мажилис и маслихаты пройдут в первом полугодии 2023 года. Об этом на совместном заседании палат Парламента 1 сентября сообщил Президент Касым-Жомарт Токаев. По его словам, обновленная Конституция создает новые стандарты политической системы с честными и открытыми правилами игры. «Процедура регистрации политических партий значительно упрощена, заработают новые механизмы формирования парламента и маслихатов по партийным спискам и одномандатным округам. В целом все институциональные изменения, предусмотренные конституционной реформой, необходимо законодательно завершить уже до конца года. Они приведут к увеличению количества политических партий, усилят политическую конкуренцию, будут способствовать появлению новой волны народных избранников», отметил Глава государства.

Это означает, что избранные по старым лекалам представительные органы власти должны закономерно обновиться, пройдя через внеочередной электоральный цикл. Поэтому Президент предложил провести выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней в первой половине следующего года. Таким образом, в стране будет сформирован новый состав депутатов, представляющих интересы широких групп граждан. Это однозначно повысит эффективность работы маслихатов и Парламента.

Начиная с восьмого созыва, Мажилис Парламента будет функционировать по новой системе, – часть депутатов по партийным спискам, часть будут избираться по одномандатным территориальным округам. Это означает, что часть депутатов будет избираться через партийные списки, часть – через прямые выборы кандидата народом. Сам выборный процесс совершенствуется, исходя из требований времени. Перестроена вся система проведения выборов в связи с переходом на смешанную избирательную систему в Мажилисе Парламента и маслихатах. Смешанная модель избирательной системы позволит учесть права всех граждан.

Также внедряется новый институт отзыва депутатского мандата. Императивный мандат – это возможность отзывать избранного депутата (по одномандатному округу), если такой депутат, не удовлетворяет запросам общества. Фактически – это механизм повышения ответственности избираемых депутатов и стимул претворения в жизнь заявляемых ими предвыборных программ. При этом прекращение полномочий депутата при такой модели также смешанное: либо исключение кандидата из партийного списка, ликвидация политической партии либо отзыв депутата избирателями.

По словам Главы государства К. Токаева, следует приступить к перезагрузке ключевых госинститутов в соответствии с новой стратегией. Это нужно для благополучия каждого гражданина. Политическая традиция, когда власть держала свои планы в секрете от общества, должна уйти в прошлое, задал ракурс Президент.

IMG_5844

Теперь в состав Правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий. Такие изменения могут, действительно, изменить политическую жизнь страны.

Очень важным является сохранение двухпалатного Парламента, поскольку Казахстан обладает огромной территорией и областные центры находятся на большом расстоянии как друг от друга, так и от центра. Поэтому, чтобы госуправление было эффективным, важно учитывать интересы каждого региона.

В любой демократической стране залогом политических реформ является доверие населения представителям политической власти. Поэтому, введение смешанной модели избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан.

Важно, что каждый регион получит возможность избрать в нижнюю палату как минимум одного депутата.

– Можете более подробно рассказать о поправках в Конституцию РК, касающихся усиления роли Парламента и изменения порядка формирования Мажилиса?

– Как известно, в целях усиления Парламента Глава государства отметил о необходимости совершенствования высшего представительного и законодательного органа страны путем: внедрения смешанной избирательной системы и усиления полномочий Мажилиса; сокращения президентской квоты депутатов и пересмотра полномочий Сената по принятию законов. В целях дальнейшей политической модернизации страны будет внедрена пропорционально-мажоритарная модель избирательной системы, которая предусматривает смешанную систему формирования Мажилиса в соотношении 70% на 30%. То есть, 70% кандидатов в депутаты будут баллотироваться на пропорциональной основе – проще говоря, по партийным спискам. Остальные 30% – на мажоритарной: то есть пройдут те, кто получил большее количество голосов. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие, как в первом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. Этот опыт был, мы его возвращаем. Это все-таки механизм, модель, которая зарекомендовала себя с положительной точки зрения.

В маслихатах всех уровней тоже будет действовать смешанная избирательная система. В районных и городских будет полностью мажоритарная модель. На областном уровне маслихата и в городах республиканского значения депутаты будут избираться в пропорции 50 на 50. Безусловно, это путь к демократизации, повышение уровня демократизации. Смешанная избирательная система позволит беспартийным кандидатам активно участвовать в политической жизни.

Расчет идет на то, что люди в районах знают, кого выбирать и будут голосовать за того, кто действительно будет представлять интересы населения. Мы должны донести до населения, почему от одной системы перешли к другой, раскрыть все нюансы. Чтобы не получилось, что выбрали не того депутата, который думает не о чаяниях народа, а о своем кармане и личной выгоде. Это очень важно. Еще необходимо обратить внимание на последствия выборов. Самое главное, чтобы кого мы избрали, того мы и признали. Тогда это правильно. А если меньшинство не признало принятое большинством, то это обязательно ведет к цветной революции. Поэтому, мы должны анализировать опыт соседних стран и на их примере показывать людям к чему может привести та или иная ситуация. Задача демократических выборов не рассорить людей, а объединить. События, которые предстоят – это выбор нынешнего нового поколения.

– Исходя из вашего опыта, есть ли механизмы, модели управленческой работы, которые зарекомендовали себя с положительной стороны?

– Хотел бы напомнить о работе общественных муниципальных объединений, которая велась в 2002 году. В то время мы разделили город на 11 муниципальных объединений. Это было 11 городских избирательных округов в областной маслихат. Через них решались вопросы населения, это тоже самое, что сейчас «Слышащее государство», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Мы тогда выбирали депутатов из тех, кто был руководителем ОМО. В общественное объединение обращались граждане со своими наболевшими проблемами по благоустройству и т.д. Задача ОМО состояла в том, чтобы собрать всю информацию и донести ее до вышестоящего руководства. Таким образом, была налажена работа и связь населения с акиматами. Перед выборами избирали кандидатов в депутаты из руководителей данных муниципальных объединений. Люди их знали, им доверяли и, поэтому, согласно этой системе, они 100% проходили как кандидаты в депутаты.

Считаю, что предложенная Президентом мажоритарная система выборов позволит сформировать сильные связи кандидата с его избирателями, что весьма своевременно и актуально для современного Казахстана. И позволит, в случае неисполнения депутатами своих обещаний, отозвать депутата по желанию избирателей от конкретного избирательного округа.

– Следует отметить, что в следующем году нас ожидает очередной этап перезагрузки ключевых институтов власти. В соответствии с базовыми демократическими принципами, такими как конкурентность и открытость, обновится депутатский корпус. В целом, предстоящие выборы должны стать частью общего электорального цикла, в рамках которого произойдет обновление всех представительных институтов власти, – подытожил Табылгали Саткалиевич.

Избирать депутатов будут по-новому:

∎ в Мажилис 69 депутатов пройдут по партийным спискам и 29 – по одномандатным округам;

∎ в маслихаты регионов, а также Астаны, Алматы и Шымкента: половина – по спискам, половина – по одномандатным округам;

∎ в маслихаты районов и городов областного значения – по одномандатным округам.

Для партий действует 5% барьер, раньше он составлял 7%.

 

Алена Маликова, 

zhaikpress.kz

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале