20.08.2021, 9:42
Просмотры: 451

Новые схемы интернет-мошенничества

Факты интернет-мошенничества стали новой реальностью наших дней.  Как отмечают стражи порядка, во многом это связано с неграмотностью людей   в области использования информационных  технологий. Впрочем, аферисты могут «развести» и медийно подкованных людей.  Растерянность  и опасения граждан –  самые лучшие помощники для таких преступников, отмечают психологи.

EAE3D3C2-B550-4B3C-8AE7-F68BEA88507E 

Спас опыт бухгалтера

Жительница Уральска Елена Чернокожева уже не первый раз выставляет на разных сервисах объявления о продаже довольно приличных вещей, из которых вырастает ее дочка.

– Те, кого мои предложения интересуют, обычно звонят, мы договариваемся о встрече. Дальше они приходят, смотрят: если нравится вещь – приобретают, – рассказывает Елена.

Были в практике женщины и интернет-продажи. В таких сделках она просто диктовала номер карты, на которую покупатели перечисляли деньги за покупку. Никаких проблем не было, насторожил лишь последний случай.

На мое объявление о продаже детских кроссовок для бадминтона, размещенное на площадке OLX.kz, сначала пришло сообщение: «Очень понравилась спортивная обувь, хотели бы приобрести». Это, действительно, яркие, красивые кроссовки, с небольшим износом. Я была готова к тому, что оплата будет совершена оn-line, ведь в настоящее время это обычное дело. Мы активно переписывались с покупательницей, уже договорились об оформлении заказа. Но вдруг она прислала ссылку. Я открываю, вижу электронную страничку OLSa на телефоне, там фото наших кроссовок, выставленных на продажу – все подробно описано, указан номер заказа. Потом эта страничка исчезла. Читаю дальше: «для получения денежных средств прошу ввести номер карты – я ввела. Дальше потребовалось ввести дату выпуска карты – ввела. Далее запрашивалась моя фамилия – ввела, имя, отчество – ввела, не видя в этом ничего подозрительного. На каком-то этапе пришел код, и дальше пошло перенаправление на интернет-страницу с формулировкой: «Операция в интернете». Дело дошло до запроса: «отправьте код». На этом этапе я вспомнила, что код отправляется только при исходящем платеже. Потом зачем-то запросили баланс, это еще больше насторожило: подумала, зачем знать мой баланс, чтобы отправить мне деньги, – задалась вопросом женщина.

Замечу, что Елена работает бухгалтером, и опыт профессиональной деятельности ей помог – она хорошо знала, что код никому нельзя отправлять ни при каких обстоятельствах. К тому же, он совершенно не нужен для того, чтобы перевести деньги на чью-то карту. Женщина стала задавать вопросы покупательнице, чтобы прояснить ситуацию.

– На мои вопросы ответили вопросом: «Получилось?». Я ответила: «Получиться может только списание баланса с моей карты на вашу». Ответ: «Не поняла…». Разговор целенаправленно заводили в тупик. При этом я отчетливо держала в голове, что из моих данных покупателю нужен только номер моей платежной карты и, может быть, имя, – детализирует Елена.

«Что Вы, девушка, все наоборот происходит», ответили на том конце. Впрочем, поняв, что дальше «развести» человека не получится, покупательница прекратила переписку с Еленой.

Отработанные приемы

В департаменте полиции ЗКО нам объяснили, что объявление о продаже мошенники часто используют в качестве своих распространенных приемов.

Мошенники часто используют объявления о продаже. При этом изучают множество предложений. Остановившись на одном из них, под видом покупателя они ведут переписку посредством мессенджера и мнимо соглашаются на данную покупку. Для оплаты посредством перевода денег продавцу отправляют ссылку, по которой необходимо кликнуть. Как только человек кликает по ней, его переправляют на фишинговый сайт. На нем предлагается заполнить анкету, в одном из пунктов которой значится указание банковской карты, CVV-кода, ИИН. После этого убеждают продавца, что деньги ему в скором времени будут переведены. На самом деле, получив эти реквизиты, мошенники моментально похищают все имеющиеся средства с карты человека. При этом сайт через несколько секунд блокируется и не оставляет следов, – прокомментировал старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДП ЗКО, капитан полиции Олжас Шуеншалиев.

– Иногда в процессе звонка мошенники просят своих жертв установить на телефон специальное приложение, например, «AniDesk» Team или «VieWer» для лучшей защиты от якобы проникшей на их мобильное устройство вирусной программы. На самом деле эти программы удаленного доступа и управления, с помощью которых можно зайти в личный кабинет online-банка жертвы и перевести оттуда деньги на свой счет, – обращают внимание полицейские.

К слову, программы удаленного доступа позволяют не только украсть все имеющиеся на счете гражданина средства, но и оформить на него кредит, а затем вывести и эти заемные средства. Или еще: во время такого звонка мошенники убеждают своих жертв снять деньги в банкомате и зачислить их на специальный счет «для спасения средств».

По данным пресс-службы ДВД ЗКО, с начала года зарегистрировано около 300 правонарушений с использованием современных технологий, что составляет более 60% от всех случаев мошенничества.

– Раскрытие фактов интернет-мошенничества представляет сложность ввиду того, что они совершаются лицами, скрывающими свои данные, как при регистрации, так и при получении денег. Приходится проводить множество операций и других процессуальных действий, требующих кропотливой аналитической работы по многочисленным карточным переводам, остроты ума и времени, – отметил О.Шуеншалиев.

Рекомендуется быть начеку

В эти августовские дни в ходе республиканского оперативно-профилактического мероприятия «Anti fraud», целью которого было повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий, полицейскими области было раскрыто 36 подобных преступлений.

– Из всех 36 раскрытых фактов 21 касался интернет-мошенничества – ст. 190 ч. 2 п. 4 УК РК; 3 факта кражи путем незаконного доступа в информационную систему – ст. 188 ч. 2 п. 4 УК РК. В ходе ОПМ удалось раскрыть и ранее совершенные преступления. Одно из них было совершено 23.10. 2019 г. Тогда несовершеннолетнее лицо под предлогом устройства на работу через Интернет путем перечисления через «Киви Кошелек» обманным путем, получив доступ к счету в банке, завладел денежными средствами в сумме 150 000 тенге. Соответственно такова сумма ущерба, нанесенного гр. К 1994 г.р. Установлен и задержан подозреваемый, им оказался житель Актюбинской области 1987 г. р. По данному факту ведется досудебное расследование по ст. 190 ч. 2 УК РК – «Мошенничество, – сообщила ведущий специалист пресс-службы ДП ЗКО Молдир Садыргалиева.

Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, стражи порядка советуют, прежде всего, ни с кем не делиться паспортными данными, не сообщать никому номера своих банковских карт, пин-коды, а также SMS-пароли. Следует также иметь ввиду, что помощь просто так никто не предлагает, а значит, нужно всегда быть начеку с теми, кто настойчиво предлагает помочь, тратя на вас время. Такие «добрые намерения» нужно 100 раз проверить, прежде чем действовать по предложенной инструкции.  

Светлана Постнова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале