Музей природы и экологии является отделом Западно - Казахстанского областного историко-краеведческого музея – одного из старейших в Казахстане. Основу коллекции музея природы и экологии составляют экспонаты бывшего Уральского войскового музея, а путешественник и натуралист Г.С.Карелин, положивший начало естественно - историческому собранию музея, еще в 1852 г. писал об увиденных в Уральском музее остатках прекрасной коллекции окаменелостей: костях мамонта, носорога, оленей.
Музей насчитывает более 11698 экспонатов.
Задачи музейного хранения состоят в обеспечении сохранности музейных ценностей (как в хранилище, так и в экспозициях), в защите от разрушения, от порчи, а также в создании благоприятных условий их изучения, показа и популяризации.
Основными видами ботанических коллекций и материалов являются гербарии, ботанические группы, влажные препараты и образцы древесных пород. Гербарии систематизируются по семействам, родам и видам. Каждый вид вкладывается в особую обложку. Помимо систематического гербария, в музеях хранятся и тематические гербарии (например, гербарии лекарственных растений, кормовых и.т.д.)
Растения должны быть сухими (до состояния хрупкости). Хранить гербарии следует в папках, в шкафах с плотно закрывающимися дверцами или коробки, например из алюминия или другого металла.
Ботанические группы (экологические профили, диорамные макеты и др.) хранятся так же, как подобные комплексные экспонаты геологических и биологических групп.
Хранение влажных препаратов (растения, законсервированные в жидкостях шляпочные грибы, сочные плоды, семена) проводится по правилам, установленным для влажных зоологических материалов.
По способу консервирования зоологических материалов их можно разделить на две группы: влажные препараты, сохраняемые в тех или иных консервирующих жидкостях (спирт, формалин и пр.), к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, мелкие млекопитающие (например, летучая мышь) и прочие; сухие объекты – чучела, шкурки и тушки, скелеты, яйца и гнезда птиц, коллекции беспозвоночных животных (раковины моллюсков, засушенные иглокожие и другие).
Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов являются:
- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;
- вредное воздействие света или недостаток его;
- засорение воздуха вредными газами, пылью;
- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;
- неправильное хранение и использование этих предметов до поступления в музей и в самом музее.
Важнейшим условием правильного хранения музейных экспонатов является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея. Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах 18 + - 1 градус С. Оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов
55% + - 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, -50 – 65%.
Если в разных частях музейного здания температурно-влажностный режим различен, то при размещении экспонатов необходимо учитывать специфические особенности материалов.
В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, зоологические и биологические коллекции, фотоматериалы и.т.д.
В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранения камня (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов).
В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл, стекло и гипс.
Нестабильность температурно-влажностного режима, резкие сезонные и высокие суточные колебания являются основной причиной старения музейных коллекций.
Для регистрации температуры и влажности в каждом хранилище и экспозиционном зале необходимо установить психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гигрографы.
Показатели температуры и влажности записываются в специальной книге два раза в сутки в одно и то же время.
Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. Повышение и понижение температуры воздуха в помещении в процессе проветривания не должно превышать двух градусов.
Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны. При подозрении следует вызвать специалиста-энтомолога для определения правильного способа дезинфекции.
К числу предохранительных мер от всех вредителей, помимо точного соблюдения температурно-влажностного режима, относятся хорошо закрывающиеся витрины, шкафы, ящики и. т. д., а также тщательная предварительная дезинфекция каждого нового объекта, вносимого в музей извне.
Влажные препараты чувствительны к свету, поэтому их следует хранить в глухих шкафах. Как в экспозиции, так и в фондах такие материалы должны находиться в герметически закрытых витринах, шкафах, ящиках и тому подобном оборудовании.
При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать следующее:
- бумажная основа разрушается от действия света и пересыхания;
- акварели, раскрашенные лубки и гравюры, чернила, тексты, напечатанные на машинке, легко выцветают под действием света;
- тексты и изображения, выполненные карандашом и особенно незакрепленные рисунки углем, а также пастели легко стираются и осыпаются и поэтому крайне чувствительны к сотрясением, вибрации при перемещениях, транспортировке и.т.п.
Категорически запрещается: хранить бумажные материалы в открытом виде на столах, полках и стеллажах; перегибать такие материалы (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы); скатывать их в трубку, прикалывать кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики, загибать авторские поля или обрезать их; применять контрольный клей или клейкую ленту фабричного производства;
Папки с рисунками должны храниться в шкафах, подобранные по размерам. Мягкие папки не рекомендуется класть более четырех одна на другую. Количество произведений графики в папках не должно превышать 30 листов (с двойным паспарту) или 45 листов (с одинарным).
Листы, хранящиеся в папках, должны быть строго подобраны по размерам во избежание неравномерного давления и деформации бумаги.
Каждая папка или коробка должна иметь опись и номер. При выдаче материала листов и их сохранность, а при приеме обратно обязательно проверять и то и другое.
Рукописные книги хранятся в специальных шкафах, обеспечивающих защиту их от света и пыли. Старопечатные книги хранятся отдельно от рукописных. Ветхие рукописные и старопечатные книги хранятся в чехлах или в специальных коробках.
Грамоты (на пергаменте или на бумаге) должны храниться в специальных папках в горизонтальном положении в шкафах или стеллажах. Папка должна обеспечить хранение грамоты в развернутом виде. В каждой папке должно храниться не более 3-5 грамот. Грамоты в папках прокладываются микалентной бумагой. Грамоты на бересте хранятся заклеенными между двумя стеклами в вертикальном положении в специально оборудованной бумагой.
Для обеспечения сохранности рукописных и старопечатных книг, грамот и особо ценных документов целесообразно изготовить их воспроизведения (микрофильмы, фотографии, муляжи), которые служат заменителем подлинных при выдаче их для научной работы и в экспозицию. Микрофильмы и фотографии хранятся в коробках и в шкафах отдельно от подлинных материалов. В хранилища документальных материалов посетители не допускаются.
Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся папки с бумажными материалами, книгами или рукописями. При проветривании шкафы, ящики, витрины рекомендуется оставлять открытыми на 5-6 часов, а если возможно, то и на целый день.
Помещения для экспонирования данной группы материалов необходимо защищать от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков.
К предметам, связанным с изучением и освоением земной коры, относятся: минералы и горные породы, геологические и палеонтологические объекты, почвенные экспонаты.
Отпечатки растений, насекомых, рыб и других организмов требуют бережного предохранении от механических повреждений; то же относится и к хрупким палеонтологическим объектам. Хранят их в вате, в коробках или ящиках.
Монолиты почв хранятся в специальных ящиках приставленных к стене под углом, а почвенные пробы, взятые для химического анализа, - в стеклянных банках с притертой пробкой.
Поступающие в музейное собрание материалы формируются в определенные хранительные группы – фонды, коллекции, регистрируются в книгах поступлений, изучаются, описываются и включаются в сферу использования в деятельности музея.
Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах. Это должно быть просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, а также изучения музейных ценностей в целях всестороннего их использования. Музейное оборудование в хранилищах расставляют таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы, стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход 1-1,5м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения. Оборудование для хранения изготовляются из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим составом. Деревянное оборудование периодически осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины.
Понятие – режимы хранения музейных предметов – это научно обоснованные условия, при которых естественное старение материалов музейных коллекций происходит максимально замедленно. Окружающая музейные предметы среда: воздух, свет, биологические агенты могут активизировать процессы старения и разрушения.
А.Джумагазиева
заведующая отделом музея природы и экологии Западно -Казахстанского областного историко-краеведческого музея